II. Подготовка целевой структуры нормативного регулирования сферы общественных отношений
6. В рамках реализации пункта 3 "Дорожной карты" по формированию новой структуры нормативного регулирования федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере общественных отношений, совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрольно-надзорные полномочия, а также с привлечением экспертного и бизнес-сообщества, определяет ключевые параметры будущей системы регулирования в данной сфере в соответствии с представленной ниже последовательностью шагов (схематично представлено в Приложении 1).
7. Проанализировать и описать текущую структуру нормативного регулирования в соответствующей сфере, указав следующие ключевые параметры:
7.1. Ключевые охраняемые законом ценности для сферы регулирования, входящей в компетенцию соответствующего органа, отразив, каким нормативным правовым актом они закреплены <4>.
--------------------------------
<4> Например, сфера регулирования - санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; ценность - право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статья 3 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
7.2. Применяемые способы государственного регулирования в данной сфере (включая лицензирование и другие разрешительные режимы; мониторинг; добровольную сертификацию, аудит и иное подтверждение качества процессов, услуг или продукции; государственный контроль (надзор) с указанием типов контролируемых требований) с описанием значимых рисков, на минимизацию которых направлен каждый из них <5>.
--------------------------------
<5> Например, сфера общественных отношений - качество и безопасность пищевой продукции; сфера регулирования - качество и безопасность непереработанной пищевой продукции; методы государственного регулирования:
- ветеринарный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и (или) местах полного таможенного оформления (указать минимизируемые риски);
- государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов (указать минимизируемые риски);
- контроль требований безопасности кормовых добавок и кормов, изготовленных с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов (указать минимизируемые риски);
- государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами (указать минимизируемые риски);
- государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий в пределах своей компетенции, в том числе за соблюдением требований к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, ввозе (вывозе) на территорию Таможенного союза, а также при поставке (закладке) зерна и крупы в государственный резерв, их хранении в составе государственного резерва и транспортировке (указать минимизируемые риски);
- выдача разрешения (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных (указать минимизируемые риски);
- мероприятия по контролю, направленные на обеспечение охраны территории Российской Федерации от заноса из иностранных государств и распространение заразных болезней животных (указать минимизируемые риски);
- установление и отмена карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных;
- издание индивидуальных нормативно-правовых актов, касающихся проведения обязательных диагностических исследований и вакцинации животных по противоэпизоотическим показаниям;
8. На основе анализа текущей структуры:
8.1. Сформулировать ключевые охраняемые законом ценности, защита которых должна быть предметом государственного регулирования в рассматриваемой сфере в рамках новой структуры.
8.2. Определить ключевые риски, воздействие которых может причинить ущерб ценностям, а также определить источники возникновения рисков.
8.3. Для каждого вида и источника риска оценить, нужно ли воздействовать на данный риск с целью его снижения. В случае необходимости воздействия - выработать наиболее эффективный способ, исходя из принципов, указанных в пункте 4 настоящей методики, отдавая приоритет негосударственным мерам (страхование, саморегулирование и т.д.).
Источники риска, по которым принято решение о необходимости государственного воздействия, должны стать объектами государственного регулирования в целевой структуре нормативного регулирования.
8.4. На основе проведенного анализа по каждому способу государственного регулирования сформулировать укрупненные группы обязательных требований, которые должны применяться к различным видам объектов регулирования.
При этом необходимо четко сформулировать цель введения данных обязательных требований, от каких рисков они защищают, способы контроля их соблюдения, стоимость введения требований для подконтрольных субъектов и государства, ответственность за их нарушение.
8.5. Сформулировать целевую структуру нормативного регулирования в соответствующей сфере, включая:
федеральные законы, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах или вносящие изменения в отраслевое законодательство в целях систематизации обязательных требований и исключения установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне;
постановления Правительства Российской Федерации;
ведомственные нормативные правовые акты.
9. Представить информацию о целевой структуре нормативного регулирования в соответствующей сфере в разрезе каждого нормативного правового акта (группы актов) по форме, являющейся неотъемлемой частью данной методики (Приложение 2).
10.1. обеспечить исключение противоречий в регулировании обязательных требований в актах различного уровня;
10.2. обеспечить исключение пересечений в реализации способов государственного регулирования (прямого и косвенного дублирования полномочий, предметов контроля);
10.3. обеспечить введение только тех обязательных требований, несоблюдение которых приводит к негативным последствиям для ключевых ценностей;
10.4. дифференцировать обязательные требования в зависимости от категории риска;
10.5. устранить обязательные требования к процессам, осуществляемым в конкретной деятельности общественных отношений;
10.6. обеспечить наглядность и понятность формы представления обязательных требований: атомарность требований на уровне нормативного правового акта, краткие и однозначно толкуемые проверочные листы для заполнения в ходе мероприятий по контролю и/или самодекларирования, руководства по соблюдению новых обязательных требований, скомпонованных по видам объектов, в наглядной форме, ясность формул и методик расчетов в формулировках обязательных требований.
11. Обеспечить внесение изменений в федеральные отраслевые законы в тех случаях, когда новая структура нормативного регулирования этого требует.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей