См Обзор за за 2019 год.

б) результаты мероприятий по контролю в отношении поднадзорных субъектов

б) результаты мероприятий по контролю в отношении

поднадзорных субъектов

В целях повышения уровня законопослушности поднадзорных субъектов Росфинмониторинг уделяет особое внимание профилактическим мероприятиям, направленным на предупреждение нарушений обязательных требований. Обеспечение эффективной "обратной связи" позволяет надзорному органу выявить причины, способствующие нарушению обязательных требований, и минимизировать их дальнейшее проявление.

В 1 полугодии текущего года контрольными мероприятиями были охвачены все поднадзорные Росфинмониторингу сектора.

Используемый в Росфинмониторинге метод планирования проведения проверок организаций на основе риск-ориентированного подхода, позволил выявить в деятельности 98% поднадзорных субъектов, отобранных для проверок, нарушения обязательных требований и в 99% из них возбудить дела об административных правонарушениях (далее - дело об АП).

Результаты анализа свыше 200 материалов проверок в части наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований в разрезе видов деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, поднадзорных Росфинмониторингу, приведены в Приложении N 1.

Одним из наиболее существенных и часто выявляемых нарушений обязательных требований является непроведение совокупности мероприятий по идентификации клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), влекущее за собой иные нарушения (например, невыявление публичных должностных лиц, несоблюдение порядка направления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю).

В этой связи существенным правовым аспектом является вступление в силу Требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, определенных Приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 <9>, а также введение обязанности принимать дополнительные меры в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения (положения статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ).

--------------------------------

<9> Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" (вступил в силу 23.02.2019)

Как показало изучение материалов проверок поднадзорных субъектов, основной причиной допускаемых нарушений обязательных требований является недостаточное и (или) несвоевременное ознакомление с положениями нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, а в отдельных случаях - их непонимание.

Анализ вступивших в силу в 1 полугодии текущего года пересмотренных судебными органами решений территориальных органов Росфинмониторинга, принятых по результатам рассмотрения дел об АП, показал, что доля обжалованных поднадзорными субъектами постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных уполномоченными должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга, не превышает 10%.

Основными доводами обжалования постановлений о назначении административных наказаний в анализируемом периоде стали следующие:

- заявитель не согласен с назначенным наказанием в виде административного штрафа (цель обжалования - снижение суммы штрафа или его замена на предупреждение);

- заявитель в связи с неправильным пониманием нормативных правовых актов не относит себя к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ.

При этом более 80% обжалуемых в судебных органах постановлений территориальных органов Росфинмониторинга о назначении административных наказаний оставлены либо полностью в силе (жалобы без удовлетворения), либо частично - штраф заменен на предупреждение.