Правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Предметом федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, создающими функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также должностными лицами требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Всего в органах федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2018 году находилось на учете 13 670 объектов надзора.
Снижение показателя связано с применением риск-ориентированного подхода и распределением по соответствующим категориям риска юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся плановые проверки.
Всего в 2018 году проведена 1 881 проверка соблюдения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе 1 371 плановая и 510 внеплановых. В первом полугодии 2018 года проведено - 806 проверок, во втором полугодии - 1075 проверок. Одним инспектором в среднем проведено по 0,1 проверки в каждом полугодии.
План проведения плановых проверок реализован на 98,4%.
В ходе проведенных проверок выявлено 1 970 правонарушений. В первом полугодие 2018 года - 783 правонарушения, во втором полугодии - 1187 правонарушений.
В среднем одним должностным лицом, наделенным правами по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного в каждом полугодии 2018 года выявлено по 0,1 правонарушению.
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 9 703 тыс. рублей. В первом полугодии - 3 443 тыс. рублей, во втором полугодии - 6 260 тыс. рублей.
В среднем одним инспектором в первом полугодии наложено административных штрафов на сумму 0,4 тыс. рублей, во втором полугодии - на 0,7 тыс. рублей.
Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявляемыми в 2017 году должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, стали:
1. Вопросы создания органов управления, сил и средств единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
не создан координационный орган единой системы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности);
отсутствие утвержденных положений об органах управления РСЧС;
должностные лица органов управления объектовых звеньев РСЧС не прошли соответствующую подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
2. Вопросы создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций:
отсутствие номенклатуры и требуемого объема резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
отсутствие резервов финансовых ресурсов;
не обеспечено создание, хранение и восполнение указанных резервов.
3. Вопросы подготовки руководителей, сотрудников органов власти и организаций, населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций:
нарушение сроков обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получения дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций (в течение первого года работы);
нарушение сроков повышение квалификации соответствующих должностных лиц;
не проводятся учения и тренировки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций органами власти и организациями.
4. Вопросы разработки планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов:
отсутствие в плане некоторых разделов, либо отступление от структуры (образца) плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план ЛРН);
не откорректирован план ЛРН по истечении сроков;
план ЛРН не согласован с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и/или их территориальными органами, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими организациями в соответствии с их компетенцией.
По результатам надзорных мероприятий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) составлено 668 протоколов об административных правонарушениях (в 2017 г. - 744, уменьшение на 10,2%), в том числе по ст. 20.6 КоАП (невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций) - 438 протоколов (в 2017 г. - 372, увеличение на 17,7%).
К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП привлечено 418 лиц (в 2017 г. - 518, уменьшение на 19,1%), из них должностных лиц - 259 чел., юридических лиц - 159 единиц.
Сумма наложенных административных штрафов за несоблюдение обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составила 7701,1 тыс. руб. (в 2017 г. - 7743,3 тыс. руб., уменьшение на 0,5%).
В 2018 г. в надзорные органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, поступило 2 представления прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства (в 2017 г. - 3).
В нижеприведенной таблице 4 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы подконтрольных объектов при организации и осуществления федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей