1. Общие положения

Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;

потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Основными задачами воинского учета в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах, управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются:

обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;

документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете.

За состояние работы по воинскому учету граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, отвечают:

в федеральных судах общей юрисдикции и федеральных арбитражных судах - председатели судов;

в управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации - начальники управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

Воинскому учету в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах, управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации подлежат:

граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе;

граждане мужского пола, пребывающие в запасе;

граждане, пребывающие в запасе, уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

граждане, пребывающие в запасе, успешно завершившие обучение на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки офицеров запаса, программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса;

граждане, пребывающие в запасе, не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

граждане, пребывающие в запасе, не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

граждане, пребывающие в запасе, уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

граждане, пребывающие в запасе, прошедшие альтернативную гражданскую службу;

граждане, пребывающие в запасе, женского пола, имеющие военно-учетные специальности согласно перечню военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет.

Не подлежат воинскому учету в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах, управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации граждане:

освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе";

женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

работающие в гарнизонных военных судах, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Граждане, пребывающие в запасе и достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" порядке негодными к военной службе по состоянию здоровья, снимаются с воинского учета.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный.

Граждане, пребывающие в запасе, не забронированные за федеральными судами общей юрисдикции, федеральными арбитражными судами и управлениями Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, а также граждане, подлежащие призыву на военную службу, состоят на общем воинском учете.

На специальном воинском учете состоят граждане, пребывающие в запасе, которые в установленном порядке забронированы за федеральными судами общей юрисдикции, федеральными арбитражными судами и управлениями Судебного департамента в субъектах Российской Федерации на период мобилизации и в военное время.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время органов управления, организаций трудовыми ресурсами из числа граждан, пребывающих в запасе, заблаговременное и рациональное распределение их между Вооруженными Силами Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, другими органами управления и организациями.

Основной задачей бронирования в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации граждан, пребывающих в запасе, является сохранение на период мобилизации и на военное время за федеральными судами общей юрисдикции, федеральными арбитражными судами и управлениями Судебного департамента в субъектах Российской Федерации необходимых трудовых ресурсов из числа граждан, пребывающих в запасе, путем предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (далее - отсрочка).

Бронированию не подлежат граждане:

не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии и зачисленные в запас по достижении ими возраста 27 лет;

работающие водителями транспортных средств, предназначенных для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы;

предназначенные в специальные формирования;

заключившие контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве до прекращения действия контракта.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, зачисляются на специальный воинский учет и освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время на срок до двенадцати месяцев со дня объявления мобилизации, а также от военных сборов в мирное время.

Предоставленная отсрочка аннулируется в случаях:

решения Межведомственной комиссии;

истечения срока отсрочки;

перемещения на должность, по которой отсрочка не предоставляется;

изменения военно-учетной специальности, разряда учета, годности к военной службе по состоянию здоровья, состава и воинского звания, в результате которых граждане, пребывающие в запасе, теряют право на отсрочку;

утраты основания для бронирования;

предназначения в специальные формирования для прохождения военной службы на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени;

выезда за границу на срок свыше шести месяцев;

увольнения из федерального суда общей юрисдикции, федерального арбитражного суда, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, в которых предоставлена отсрочка;

упразднения федерального суда общей юрисдикции, федерального арбитражного суда, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации.

Ранее предоставленные отсрочки подлежат переоформлению в случае:

изменения адреса федерального суда общей юрисдикции, федерального арбитражного суда, управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации;

изменения фамилии, имени, отчества бронируемого лица;

возникновения необходимости внесения более двух изменений в удостоверение.