2. Виды формируемых резервов

Резерв по претензиям, искам - это обязанность, возникающая:

- из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного рассмотрения претензий);

- из претензий (исков) к публично-правовому образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Примером принятия решения о формировании резерва по претензиям и искам может быть ситуация, когда по состоянию на отчетную дату учреждение является стороной судебного разбирательства. На основе экспертного заключения учреждение оценивает, что с высокой степенью вероятности судебное решение будет принято не в его пользу.

Номер счета

Содержание операции

Документ-основание

по дебету

по кредиту

1

2

3

4

1 401 20 29x

1 401 60 29x

Формирование резерва по претензиям, искам

Расчет, справка (ф. 0504833)

1 501 93 29x

1 502 99 29x

Принятие отложенного обязательства на сумму созданного резерва

1 401 60 29x

1 302 9x 73x

Начисление расходов по оплате обязательств, в том числе признанных в судебном порядке, за счет резерва

Решение суда, акт

1 303 05 731

1 501 13 29x

1 501 93 29x

Начисление сумм принятых обязательств за счет созданного ранее резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке

1 502 99 29x

1 502 11 29x

Одновременное уменьшение ранее отраженных отложенных обязательств методом "Красное сторно"

Справка (ф. 0504833)

Резерв по реструктуризации - это обязанность, возникающая в силу законодательства Российской Федерации при принятии решения:

- о реструктуризации деятельности субъекта учета;

- о реорганизации либо ликвидации (упразднении) субъекта учета.

Реструктуризация деятельности - предполагаемое изменение деятельности субъекта учета, включающее создание, изменение структуры (состава) обособленных подразделений субъекта учета и (или) изменение видов деятельности, объема и (или) способов ведения деятельности, изменение кадрового состава, в том числе численности, приводящее к увеличению обязательств субъекта учета сверх предусмотренных бюджетных назначений, в случае если такие изменения не являются условием осуществления деятельности субъекта учета.

Резервы по реструктуризации деятельности возникают при обязательном соблюдении следующих условий:

1) если у субъекта учета есть план (программа) реструктуризации деятельности;

2) субъект учета своими действиями и (или) заявлениями создал у лиц, права которых затрагиваются предстоящей реструктуризацией деятельности, обоснованные ожидания, что план (программа) реструктуризации деятельности будет реализован в обозримом будущем.

Обозримое будущее в соответствии с пунктом 77 СГС "Концептуальные основы" соответствует временному периоду не менее четырех лет, начиная с года, за который была сформирована последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность.

При этом план реструктуризации деятельности представляет собой детальный утвержденный документ, определяющий:

- время начала исполнения плана (программы) и сроки проведения реструктуризации деятельности;

- вид деятельности (отдельные направления вида деятельности) и (или) структурное подразделение (часть структурного подразделения), подлежащие реструктуризации, и его местонахождение;

- основные мероприятия по реструктуризации деятельности;

- примерную численность персонала (сотрудников), их должности, с указанием функциональных обязанностей, которым будет выдана компенсация в связи с прекращением обязательств субъекта учета;

- размер обязательств, которые возникнут в результате проведения мероприятий по реструктуризации деятельности;

- сроки доведения информации до лиц, права которых затрагиваются в ходе предстоящей реструктуризации деятельности.

В случае, если одно из условий не выполнено, резерв по реструктуризации не создается.

Например, руководство субъекта учета утвердило план (программу) предстоящей реструктуризации деятельности, который предусматривает:

- сроки реализации предстоящей реструктуризации деятельности,

- место ее осуществления,

- вид деятельности, подлежащей реструктуризации,

- расходы на проведение реструктуризации,

- указание структурных подразделений, функций,

- примерную численность сотрудников, которым будет выплачена компенсация в связи с разрывом трудовых отношений.

О существующем плане (программе) предстоящей реструктуризации деятельности сотрудникам не было объявлено.

Обязательство по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности, не будет признано как резерв по реструктуризации, так как не соблюдены упомянутые ранее критерии признания резервов.

Таким образом, необходимо объявить сотрудникам о существующем плане, и согласовать его с их профессиональным союзом.

Резерв по гарантийному ремонту - это обязанность по осуществлению гарантийного ремонта и (или) текущему обслуживанию, которая будет осуществляться субъектом учета по требованию заказчиков (покупателей), в случаях, предусмотренных договором.

Например, субъект учета производит, продает оборудование и на реализованную продукцию предоставляет гарантию сроком на 12 месяцев. За 2016 год сумма выручки от реализации составила 1,5 млн. руб., за 2017 год - 2 млн. руб., за 2018 год - 1,8 млн. руб. Сумма фактических расходов на осуществление гарантийного ремонта составила соответственно 40 тыс. руб., 75 тыс. руб., 60 тыс. руб. Предполагается, что в 2019 году выручка от реализации составит 1,1 млн. руб.

Доля фактических расходов на осуществление гарантийного ремонта в объеме выручки от реализации составляет (00000001.wmzФактических расходов на гарантийный ремонт/00000002.wmzВыручки):

(40 + 75 + 60) / (1 500 + 2 000 + 1 800) * 100 = 3,3%.

Следовательно, в 2019 году сумма резерва по гарантийному ремонту составит 36 300 руб.

Резерв по гарантийному ремонту целесообразно создавать, чтобы "гарантийные" расходы не оказывали существенного влияния на себестоимость продукции и распределялись равномерно в течение года.

Исходя из примера, можно определить, что данный вид резерва присутствует не во всех организациях государственного сектора.

Если обязательство по осуществлению гарантийного ремонта и (или) текущему обслуживанию может быть обоснованно оценено, организация выдает гарантию и обязуется устранить обнаруженные в будущем недостатки в течение гарантийного срока, и, если существует вероятность уменьшения экономических выгод в результате исполнения гарантийных обязательств.

При этом субъект учета должен установить порядок формирования резерва по гарантийному ремонту в рамках формирования учетной политики.

Сумма резерва по гарантийному ремонту определяется на основании данных, полученных по результатам статистических наблюдений либо усредненных ретроспективных данных.

Резерв по убыточным договорам - это обязанность по осуществлению расходов на исполнение обязательств по договору, цена которого была самостоятельно установлена субъектом учета исходя из условий безубыточности и самостоятельного покрытия расходов (из условий компенсации затрат на исполнение договора исключительно за счет доходов от исполнения такого договора).

В то же время, по договорам, исполнение которых субъект учета вправе прекратить в одностороннем порядке без санкций, превышающих полученные экономические выгоды от исполнения договора, резерв по убыточным договорным обязательствам не формируется.

Например, незанятая или частично занятая арендованная недвижимость. Субъект учета перестает использовать арендованную недвижимость в своей деятельности, либо субаренда невозможна, невыгодна, осуществляется по низкой арендной ставке. В этом случае создается резерв по неизбежным арендным платежам (резерв по убыточным договорным обязательствам). При этом в случае, если субаренда невыгодна, убытки уменьшаются на поступление по субаренде. Если субаренда невозможна - резерв равен убыткам.

Указанный резерв также необходим в ситуации, когда ожидаемые экономические выгоды от использования недвижимости становятся меньше арендных платежей по договору.

Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации - это обязанность по демонтажу и выводу объектов основных средств из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен, возникающая по договору купли-продажи, пользования, иному договору (соглашению), устанавливающему условия использования объекта имущества.

Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации создается только при наличии в договоре купли-продажи (соглашении) обязательного условия, что при выводе основных средств из эксплуатации субъект учета этого имущества обязан осуществить его демонтаж и восстановить участок, на котором был расположен демонтируемый объект основных средств либо если такие затраты являются условием использования объекта.

Например, субъект учета создает объект, который в силу своей специфики после выполнения возложенных на него задач должен быть демонтирован и участок, на котором он располагался, восстановлен.

Указанные условия установлены договором (соглашением) о его строительстве (создании).

Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации будет признан в момент принятия объекта к учету.