Российский экспорт транспортных услуг

Российская Федерация находится на 9-м месте по объему экспорта транспортных услуг, если считать Европейский союз как целое, оказывает такие услуги в разы меньше, чем лидеры рынка. Тем не менее российский экспорт транспортных услуг больше, чем аналогичные показатели для Индии, Норвегии, Турции и Канады. На транспортные услуги приходится наибольшая доля российского экспорта услуг, а также наиболее весомый профицит во внешней торговле услугами.

Российский экспорт транспортных услуг в 2017 году составил 19,8 млрд. долларов США (34,3 процента всего экспорта услуг), что уступало пиковым значениям 2013 - 2014 годов, но примерно на 17 процентов больше среднего уровня 2015 - 2016 годов. На грузовые перевозки приходится 35,8 процента общего объема экспорта транспортных услуг, пассажирские - 30,5 процента, вспомогательные и дополнительные услуги - 33,7 процента.

По видам транспорта лидирует воздушный транспорт - 50,8 процента (10,05 млрд. долларов США), далее следуют морской - 24,8 процента (4,91 млрд. долларов США), прочие виды транспорта - 22,2 процента (включая железнодорожный - 1,04 млрд. долларов США и автомобильный - 0,93 млрд. долларов США). Доля почтовых и курьерских услуг в экспорте транспортных услуг составляет 2,2 процента.

Экспорт вспомогательных и дополнительных транспортных услуг, связанный с обслуживанием иностранных морских судов в российских портах, составил 4,1 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 4,7 процента. Поступления в виде платы за наземное, диспетчерское и аэронавигационное обслуживание иностранных воздушных судов выросли на 13,1 процента, или до 1,9 млрд. долларов США.

География российского экспорта транспортных услуг существенно связана с евразийским транзитным статусом страны, традиционными транспортными операциями на пространстве Содружества Независимых Государств, широким использованием офшорных и иных подобных схем при оплате российских транспортных услуг, значительными платежами в адрес организаций (лизинговых компаний, транспортных операторов), расположенных в странах, отличных от фактических получателей транспортных услуг.

Основными импортерами российских транспортных услуг по итогам 2017 года являются:

Швейцарская Конфедерация (2035,1 млн. долларов США);

Китайская Народная Республика (1263,8 млн. долларов США);

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (988,5 млн. долларов США);

Республика Кипр (958,6 млн. долларов США);

Объединенные Арабские Эмираты (748,1 млн. долларов США);

Соединенные Штаты Америки (657 млн. долларов США);

Специальный административный район Гонконг (547 млн. долларов США);

Федеративная Республика Германия (522,7 млн. долларов США);

Великое Герцогство Люксембург (473,5 млн. долларов США);

Ирландия (370,8 млн. долларов США).

В число крупнейших импортеров российских транспортных услуг также входят приграничные страны (Финляндская Республика, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Латвийская Республика), Королевство Дания, Республика Корея, Республика Сингапур, Турецкая Республика, Королевство Нидерландов, Япония, Виргинские острова, Литовская Республика, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, Французская Республика.

Наиболее высокими темпами растет экспорт транспортных услуг в Китайскую Народную Республику (включая Гонконг), Соединенные Штаты Америки и Объединенные Арабские Эмираты.

Основными странами - импортерами российских услуг морского транспорта являются Швейцарская Конфедерация, Республика Кипр, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Сингапур, Китайская Народная Республика, услуг авиационного транспорта - Китайская Народная Республика, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Объединенные Арабские Эмираты, Соединенные Штаты Америки, Великое Герцогство Люксембург, услуг прочих видов транспорта - Швейцарская Конфедерация, Республика Белоруссия, Финляндская Республика, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия.