Перспективы развития российского экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий
Перспективы развития российского экспорта услуг в сфере
информационно-телекоммуникационных технологий
Результаты исследований международных компаний подтвердили наличие высокой экспортной ориентации и стратегического инновационного потенциала у российских разработчиков программного обеспечения, прежде всего для решений "бизнес для бизнеса". Из общего числа опрошенных компаний 72 процента отметили, что находятся в процессе создания экспортных продуктовых направлений либо уже сделали это, а еще 20 процентов планируют выход на международный рынок в ближайшие 2 - 3 года. Сильной стороной российских разработчиков программного обеспечения является хорошая математическая подготовка специалистов, способность создавать сложные продукты и нестандартные решения, интегрированность в мировое сообщество разработчиков программного обеспечения, сравнительно невысокая себестоимость разработки программного обеспечения.
Принципиальный вывод исследования заключается в целесообразности фокусировки российских разработчиков на технологически сложных сегментах мирового рынка информационных технологий (платформенные и инфраструктурные решения, инженерное и научное программное обеспечение), концентрации на поиске решений для самых перспективных сегментов этого рынка, которыми являются искусственный интеллект (включая машинное обучение и нейронные сети), интернет вещей и компьютерное зрение, большие данные, безопасность киберфизических систем и другие.
Экспортным потенциалом обладает российская индустрия хранения и обработки данных, предоставляющая в том числе облачные сервисы. В 2017 году объем отечественного рынка услуг по аренде пространства центра обработки данных для установки собственного оборудования составил около 17 млрд. рублей (примерно 295 млн. долларов США), увеличившись на 14 процентов по отношению к 2016 году.
Государственная политика должна быть сфокусирована на стимулировании развития и экспортной ориентации сферы информационно-телекоммуникационных технологий, являющейся основой цифровой экономики и технологических трансформаций четвертой промышленной революции. Главными ограничениями являются регуляторные, поэтому нужны меры по либерализации и упрощению норм валютного регулирования и контроля, меры по оптимизации учета и возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте в отношении информационно-телекоммуникационных технологий компаний, упрощенные схемы отчетности перед Федеральной налоговой службой по сделкам об оказании услуг в электронной форме через сеть "Интернет". Требуется совершенствовать финансовые меры поддержки компаний информационно-телекоммуникационных технологий с использованием механизмов факторинга в сочетании с действующими программами облегчения доступа к экспортным кредитам.
Долговременная конкурентоспособность национальной софтверной отрасли и ее продуктов на мировом рынке будет определяться расширением и повышением качества подготовки программистов и в целом кадров для работы в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, включая специалистов по информационно-телекоммуникационному маркетингу со знанием иностранных языков, созданием максимально благоприятных условий для начала бизнеса в области информационных технологий, стимулированием перспективных зарубежных студентов и начинающих специалистов в области информационных технологий к продолжению учебы и работы в Российской Федерации (для этого использовать средства и механизмы российской национальной программы содействия международному развитию, делающей акцент на странах Содружества Независимых Государств).
Развитию экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий будет способствовать последовательная реализация национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации", включающего модернизацию информационной инфраструктуры, создание глобально конкурентоспособной индустрии хранения и обработки данных на территории Российской Федерации, в том числе для расширения экспорта услуг дата-центров.
Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги являются единственным видом российских экспортных услуг, по которому исходная база для сравнения на предстоящий период (объем продаж в 2017 году) одновременно является историческим максимумом поступлений. Тем важнее их ожидаемый динамичный рост до 2025 года, самый быстрый (и номинальный, и реальный) по сравнению с другими услугами. Это обеспечит существенное увеличение доли услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в общем объеме российского экспорта услуг, примерно с 8,1 процента до 11,1 процента. Причем это увеличение будет иметь место и по телекоммуникационным, и по информационным, и самое существенное увеличение по главной составляющей, которой являются компьютерные услуги.
Рост экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий ожидается более стабильным, чем по другим видам услуг. Однако именно развитие экспорта услуг и продуктов программирования и других компьютерных услуг, а также экспорта информационных услуг наряду с прочими инновационными услугами подвержено более сильному негативному влиянию обострения отношений с Западом, чем так называемые традиционные виды услуг. Развитие сектора услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в дальнейшем будет связано с развитием облачных услуг, укреплением спроса на искусственный интеллект и новые серверы.
Прогнозируемые среднегодовые темпы прироста экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в 2018 - 2025 годах составляют 12,3 процента. В соответствии с целевым сценарием объем зарубежных продаж телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг в 2025 году должен составить 12,15 млрд. долларов США, из них поставки телекоммуникационных услуг - 2,91 млрд. долларов США, компьютерных услуг - 8,96 млрд. долларов США, информационных услуг - 0,28 млрд. долларов США. Увеличение экспорта телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг будет ограничиваться быстрым ростом внутреннего спроса, сохраняющейся напряженностью отношений с Западом и проблематичностью формирования в рассматриваемый период единого рынка этих услуг в рамках Евразийского экономического союза.
С учетом прогноза экспорта услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, текущей и прогнозной динамики импорта услуг за рубежом, а также условий доступа на рынки услуг перспективными странами - импортерами российских услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий являются Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Королевство Нидерландов, Ирландия, Республика Кипр, Швейцарская Конфедерация, Французская Республика, Королевство Испания, Чешская Республика, Итальянская Республика, Китайская Народная Республика, Специальный административный район Гонконг, Республика Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Казахстан, Республика Белоруссия, Республика Узбекистан.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей