Основные направления и перспективы развития мирового рынка образовательных услуг

Основные направления и перспективы развития мирового рынка

образовательных услуг

Глобальная индустрия образования, в том числе расходы на национальные системы образования, представляет сегодня второй по величине мировой рынок после здравоохранения. Суммарный объем расходов на образование достиг 5 трлн. долларов США в середине 2010-х годов, прогнозируется их дальнейший устойчивый рост. При этом расходы в сфере высшего образования будут увеличиваться опережающими темпами за счет значительного расширения запроса на подготовку высококвалифицированных кадров в развивающихся странах по мере их индустриализации и увеличения доходов на душу населения. Развитие цифровых технологий и глобализация коммуникаций будут мощно стимулировать рынки электронного обучения и обучения иностранным языкам, которые покажут среднегодовой прирост на уровне не менее 20 процентов. Продолжится рост масштабов международной мобильности студентов, но более медленными темпами, чем развитие трансграничного электронного обучения в сфере высшего образования. Будут расширяться программы и проекты по направлениям транснационального обучения. Одним из крупнейших экспортеров образовательных услуг в мире являются Соединенные Штаты Америки. В 2017 году иностранные студенты внесли почти 37 млрд. долларов в экономику Соединенных Штатов Америки. Такой результат во многом достигнут за счет широкого применения цифровых технологий в обучении (платные онлайн-курсы для иностранцев). В Российской Федерации также существуют возможности онлайн-обучения, однако преимущественно на русском языке.

В исследовании Института международного образования отмечается, что большинство глобальных игроков в секторе высшего образования планируют увеличить предложение программ получения двойного и (или) совместного диплома. В числе наиболее предпочтительных стран базирования вузов-партнеров по таким программам участники опроса Института международного образования назвали Китайскую Народную Республику, Соединенные Штаты Америки, Французскую Республику, Республику Индию, Федеративную Республику Германия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Быстро развивающееся дистанционное обучение адаптируется к предпочтениям динамичных и емких рынков образовательных услуг в развивающихся государствах, в том числе в некоторых странах Азии, где студенты преимущественно ориентируются на классическое аудиторное обучение. Соответственно, программы дистанционного обучения сегодня в большей степени включают смешанные виды обучения, предлагая слушателям в том числе очные курсы на базе местного провайдера образовательных услуг. Дальнейшее расширение программ дистанционного обучения будет, в частности, связано с использованием этого инструмента для удовлетворения растущих потребностей в получении образования для женщин из мусульманских стран, где использование других видов обучения ограничено по религиозным, этическим и другим причинам.

В значительной степени перспективы транснационального обучения обусловлены политикой принимающих стран в этой области, касающейся в том числе регуляторной среды, национальных приоритетов в сфере образования, науки, инноваций, уровня внутренней поддержки программ и проектов транснационального обучения. К настоящему времени на этом направлении определилась группа стран и территорий-лидеров, ставящих амбициозные цели в области международного образования и международной студенческой мобильности. Среди них прежде всего страны Азии и Ближнего Востока, в том числе Гонконг, Малайзия, Республика Сингапур, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.

Практически неограниченный потенциал имеет рынок современных образовательных технологий, которые, как и любые технологии могут являться объектами международной купли-продажи. Этот рынок растет особенно высокими темпами благодаря развитию технологий индивидуального обучения, ресурсов и технологий электронного обучения и управления образовательным процессом (включая технологии сравнительной оценки достижений учеников и информационные системы управления в школах), технологий кинестетической связи, обеспечивающих необходимый набор программ и инструментов интерфейс для практического применения полученных навыков в виртуальной реальности, ассистивных образовательных технологий для людей с ограниченными возможностями и многих других.

Страны-лидеры в экспорте образовательных услуг реализовали комплексные стратегии повышения привлекательности национальных образовательных систем, которые предусматривают выявление конкурентных преимуществ и определение приоритетных направлений экспорта образовательных услуг, в отношении которых разрабатываются специальные программы, в том числе совместные программы с иностранными вузами, а также программы на иностранных языках, предусматриваются возможности признания и нострификации документов об образовании, осуществляются меры информационно-промоутерской поддержки, включая запуск мультиязычных информационных порталов. Создаются благоприятные условия для привлечения иностранных студентов, что предполагает различные возможности для проживания (предоставление студенческих общежитий, проживание в семье и другое), реализацию стипендиальных программ, помощь в поиске стажировок.