Проблемы и барьеры для развития российского экспорта туристских услуг

Проблемы и барьеры для развития российского экспорта

туристских услуг

Ключевыми барьерами для развития экспорта туристских услуг, а также экспорта услуг по статье "поездки" в целом являются невысокое качество предоставляемых услуг, отсутствие специальных мер поддержки туристских компаний, включая финансовые меры поддержки, визовые требования для посещения Российской Федерации.

Одним из барьеров для посещения Российской Федерации является требование получения визы. По данным Всемирной туристской организации, существует значительная корреляция между туристским потоком и режимом въезда в страну. Необходимо принятие шагов по упрощению процедур получения виз и расширению возможностей безвизового пребывания на территории Российской Федерации путем заключения с заинтересованными странами на паритетной основе соответствующих соглашений. На конец 2018 года Россией заключено 47 соглашений о безвизовом режиме, с 48 странами подписаны соглашения об упрощении выдачи виз. По взаимной договоренности многократные туристские визы выдаются гражданам Австрии, Греции, Венгрии, Испании, а также Индии и Японии. В Российской Федерации реализуется пилотный проект по использованию электронных виз в Дальневосточном федеральном округе, осуществляется разработка нормативной правовой базы для введения электронных виз в Калининградской области.

Существенным барьером для отрасли туристских услуг является высокая фискальная нагрузка, связанная в том числе и с ростом неналоговых платежей. Еще одним барьером для развития экспорта российских туристских услуг выступает отсутствие специальных программ государственной поддержки организаций, обеспечивающих расширение экспорта таких услуг.

В Российской Федерации отсутствуют действенные программы финансовой поддержки для туристского сектора. Предоставление финансовой помощи компаниям малого и среднего предпринимательства, работающим в туристском секторе, является одним из приоритетов стран Организации экономического сотрудничества и развития. Такие компании в низкий сезон могут выплачивать только проценты по кредиту, а в высокий сезон - основной долг и проценты, что позволяет снизить нагрузку на компании малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на появление возможности возврата налога на добавленную стоимость в отношении покупок, совершенных в Российской Федерации, в настоящее время режим возврата налога на добавленную стоимость работает не в полной мере.

В Российской Федерации на недостаточном уровне внедрена распространенная за рубежом практика системной работы по определению приоритетных туристских направлений и разработке туристских продуктов совместно с транспортными компаниями, в целях продвижения которых в дальнейшем формируется план развития необходимой инфраструктуры и реализуются необходимые меры поддержки компаний туристской отрасли. Развитию туризма мешает недостаточность усилий по продвижению туристского продукта Российской Федерации за рубежом, отсутствие единой маркетинговой стратегии развития экспорта туристских услуг, которая позволила бы обеспечить эффективную координацию, перераспределение и адаптацию задач и усилий по продвижению туристских услуг за рубежом с учетом наиболее перспективных направлений с точки зрения коммерциализации.

Недостаточная обеспеченность автомобильных дорог общего пользования федерального значения необходимой придорожной инфраструктурой в некоторых регионах препятствует росту количества иностранных автотуристов.

Страны - лидеры экспорта туристских услуг определяют приоритетные рынки с точки зрения увеличения въездного потока, что позволяет им организовать эффективную деятельность по продвижению национального туристского продукта за рубежом, а также адаптировать национальные туристские услуги под требования целевых рынков.

Серьезным барьером для роста экспорта туристских услуг является высокая стоимость авиабилетов в Российскую Федерацию, что связано с географическим расположением, высокой стоимостью аэропортовых услуг, неразвитой инфраструктурой. В качестве мер, направленных на снижение тарифов, за рубежом применяется субсидирование затрат авиакомпаний, мониторинг цен на авиабилеты, заключение соглашений между авиаперевозчиками и аэропортами назначения.

Фактором, тормозящим развитие экспорта туристских услуг, выступает отсутствие системной и масштабной работы по продвижению национального туристского потенциала на внутреннем и внешнем рынках. В настоящее время недостаточно продвигаются новые виды туризма, в частности экологический туризм, который имеет высокий потенциал в Российской Федерации и приобретает все большую популярность за рубежом. Развитию экологического туризма будет способствовать реализация национального проекта "Экология", предусматривающего меры по расширению экологического туризма в национальных парках.

Кроме того, важным барьером для экспорта туристских услуг является слабо развитая туристская инфраструктура, недостаточное количество гостиниц, в том числе высокого класса, а также низкая эффективность созданных особых экономических зон туристско-рекреационного типа, территорий опережающего социально-экономического развития в связи с недостаточными усилиями региональных властей по их поддержке.

Отсутствие эффективной системы статистического наблюдения за миграционными процессами и потребительскими расходами нерезидентов не позволяет проводить качественную оценку развития экспорта туристских услуг.