Проблемы и барьеры для развития российского экспорта строительных услуг

Проблемы и барьеры для развития российского экспорта

строительных услуг

Значительное негативное влияние на конкурентоспособность строительной отрасли и развитие ее экспортного потенциала оказывает высокая степень зарегулированности отрасли.

По количеству необходимых процедур для получения разрешения на строительство Российская Федерация со значением 14,4 находится в середине рейтинга Doing Business. В Дании, которая возглавляет рейтинг, необходимо пройти 7 обязательных процедур. Наибольшей проблемой в Российской Федерации является длительность получения разрешений, которая доходит до 240 дней. В странах Организации экономического сотрудничества и развития этот показатель составляет 154,6 дня, а в Республике Корея на получение разрешения необходимо потратить 27,5 дня.

В настоящее время страны Организации экономического сотрудничества и развития переходят к риск-ориентированному подходу к выдаче разрешений на строительство. Такой подход направлен на более рациональное и эффективное распределение ресурсов, концентрацию регулирования на тех объектах, где велика вероятность причинения вреда, в соответствии с категоризацией строительных объектов.

Для Российской Федерации характерна проблема нехватки квалифицированных кадров из-за малой привлекательности получения профессии строителя, которая включает в себя тяжелый физический труд и небезопасные условия труда. Дефицит квалифицированных кадров не позволяет в больших объемах реализовывать сложные инфраструктурные проекты за рубежом. Наблюдается недостаток специалистов со средним профессиональным образованием, которые готовы после обучения приступить к работе.

Кроме того, большинство молодых специалистов не обладают достаточными практическими знаниями, их теоретические знания получены по программам обучения, которые остались еще с советских времен и не учитывают современные технологии. Не развито широко применяемое за рубежом сотрудничество между учебными заведениями и отраслью, в том числе между преподавателями и инструкторами на рабочем месте.

Для обеспечения конкурентоспособности услуг необходима гармонизация технических стандартов и регулирования в соответствии с лучшими международными практиками, а также гармонизация стандартов со странами Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС и другими.

В связи с отсутствием гармонизации российских стандартов разработки проектно-сметной документации с международными стандартами компании-экспортеры сталкиваются с необходимостью готовить 2 комплекта проектно-сметной документации, один комплект - в соответствии с российскими стандартами для отчетности перед Счетной палатой Российской Федерации, другой комплект - в соответствии с требованиями зарубежного заказчика.

Механизм формирования цен зарубежных проектов, который в настоящее время регулируется порядком определения затрат российских организаций, связанных с особенностью строительства за рубежом, устарел и требует актуализации.

Осложняют экспортную деятельность строительных компаний действующие правила репатриации валютной выручки в части ограниченных возможностей использования выручки в иностранной валюте за пределами территории Российской Федерации.

Практика российских строительных и инжиниринговых компаний показывает, что контракты с иностранным заказчиком не всегда обеспечивают возможность реализации оборудования иностранному заказчику непосредственно в момент вывоза с территории Российской Федерации, поскольку при исполнении контрактов "под ключ" права собственности переходят по завершению всех работ и пуска объекта в эксплуатацию. В этом случае вывоз оборудования не может квалифицироваться как операция по реализации товаров для целей налога на добавленную стоимость, что исключает возможность возврата налога на добавленную стоимость и ставит российские компании в неравное положение с зарубежными компаниями, которые имеют возможность возместить налог на добавленную стоимость в отношении части контракта, предусматривающей экспорт оборудования.

Российские компании - экспортеры строительных услуг нуждаются в доступе к льготному финансированию для реализации зарубежных инфраструктурных проектов. Отсутствие эффективных инструментов финансовой и нефинансовой поддержки на предпроектной стадии также снижает конкурентоспособность российских компаний.

В зарубежной практике органы власти работают в тесном партнерстве с представителями отрасли в целях определения возможностей для торговли и конкурентных преимуществ поставщиков строительных услуг, в том числе под единым брендом, а также с привлечением консалтинговых компаний. Меры государственной поддержки предусматривают организацию крупных мероприятий (мероприятий в формате Roadshow) в перспективных странах. Необходимо создание международных консорциумов и технологических альянсов, включение субъектов малого и среднего предпринимательства в технологические цепочки зарубежных компаний и лидеров российского рынка, работающих за рубежом.

Отсутствует эффективное продвижение строительных и инжиниринговых услуг российских подрядных организаций и специалистов при реализации крупных инфраструктурных проектов за рубежом.

Барьером для экспорта строительных услуг является отсутствие признания между странами квалификаций строителей, специалистов с профессиональным образованием, что препятствует перемещению российских специалистов за границу, поскольку признание квалификации может включать необходимость знания местного языка или повторное обучение и сдачу экзаменов.

Инструментом для решения этой проблемы, как правило, являются соглашения о взаимном признании квалификаций строителей или инженеров между странами. В соответствии с заключенными Российской Федерацией соглашениями с рядом иностранных государств в этой сфере только высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста, бакалавра или магистра, признается сопоставимым и дает право на осуществление профессиональной деятельности. При этом среднее профессиональное образование признается сопоставимым, но только в целях дальнейшего продолжения учебы и не дает возможности осуществлять профессиональную деятельность.

Российские экспортеры сталкиваются с традиционными барьерами на рынках третьих стран. В большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития в строительной сфере применяются тесты экономических потребностей, при проведении которых работодатели должны предоставить в регулирующие органы для найма иностранного работника обосновывающую информацию о невозможности найма местных лиц.

В ряде зарубежных проектов заказчиками включены в контракты технические требования к оборудованию, аналоги которого в Российской Федерации находятся либо в стадии разработки, либо опытной эксплуатации и, соответственно, имеют сравнительно высокую стоимость по сравнению с иностранными аналогами.

В других случаях российские компании сталкиваются с требованием по локализации производства технически сложного оборудования и, соответственно, передачи технологии его производства, что делает невозможным участие отечественных компаний в торгах при единичных заказах (тендерах).

Также российские компании сталкиваются с ситуациями, когда на стадии подписания контракта и (или) тендера при формировании и утверждении перечня субпоставщиков и субподрядчиков по проекту заказчики навязывают использование определенных подрядчиков, что приводит к увеличению издержек по исполнению проектов и ограничивает возможность привлечения российских компаний. Необходимо проведение комплексного анализа барьеров на рынках третьих стран, с которыми сталкиваются или могут столкнуться российские экспортеры.