Проблемы и барьеры для развития российского экспорта деловых услуг

Проблемы и барьеры для развития российского экспорта

деловых услуг

Значительным барьером для экспорта деловых услуг является отсутствие льгот по налогу на добавленную стоимость при экспорте, что не соответствует мировой практике и ставит отечественных экспортеров услуг в неравное положение по отношению к иностранным конкурентам. Также существенным барьером является долгий срок возмещения налога на добавленную стоимость.

Также развитие экспорта значительной доли деловых услуг осложняют излишние требования к подготовке документов, подтверждающих экспортные сделки, включая акт выполненных работ (оказанных услуг), счет-фактуру, обязанность отражать в счете (инвойсе) сведения о месте оказания услуги.

Значительным барьером является отсутствие эффективных механизмов финансирования и субсидирования российских поставщиков деловых услуг. Так, существующий механизм субсидирования процентной ставки по договорам лизинга не включает речные, морские суда, портовое оборудование. Отсутствует механизм субсидирования процентной ставки по кредитам, предоставляемым компаниям, осуществляющим экспорт бухгалтерских, юридических, консалтинговых, аудиторских услуг.

Перечень подлежащих субсидированию затрат на продвижение объектов интеллектуальной собственности ограничен и не содержит затрат на внесение измененных данных в зарегистрированный объект интеллектуальной собственности, регистрацию объектов интеллектуальной собственности через Всемирную организацию интеллектуальной собственности и напрямую в национальных патентных ведомствах, регистрацию передачи прав использования объектов интеллектуальной собственности, получение услуг патентных поверенных в отношении указанных выше регистрационных действий. Необходимо увеличение сроков подачи документов в отношении понесенных затрат, в частности, предусмотреть возможность подачи документов на получение субсидии в отношении затрат прошлых периодов.

В рамках реализации международных договоров лизинга российские лизингодатели заключают с российскими организациями договоры купли-продажи имущества, которое будет выступать предметом лизинга. Действующее налоговое законодательство Российской Федерации не учитывает специфику отношений, возникающих из договоров международного лизинга, что в конечном итоге ставит в неравное положение российских лизингодателей и лизингодателей - нерезидентов Российской Федерации при передаче по договору лизинга продукции отечественного производства.

В частности, при международном лизинге движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации территория Российской Федерации не признается местом реализации услуг. Таким образом, при заключении договора международного лизинга движимого имущества российские лизинговые компании, приобретая предмет лизинга у российских организаций, не вправе принимать сумму предъявленного налога на добавленную стоимость к вычету, что влечет общее удорожание стоимости услуг.

Экспортеры профессиональных услуг, услуг в области управления, технических и торгово-посреднических услуг сталкиваются с существенными правовыми барьерами за рубежом, в том числе неоправданными требованиями получения местных лицензий на проектирование сооружений, включая лицензирование деятельности сотрудников и обязанность сдачи местного экзамена для оказания услуг в сфере архитектуры. Кроме того, в отдельных странах существуют ограничения на некоторые виды деятельности для иностранных поставщиков услуг аудита, консультирования и ряда прочих услуг.

Проблемой для поставщиков технологических и инжиниринговых услуг является доминирование на международном рынке контрактов на инжиниринг, снабжение и строительство (формат таких контрактов является широко востребованным, поскольку в большей степени удовлетворяет потребности заказчиков, нежели набор отдельных услуг), которые применяют продукцию и сопутствующие услуги только понятных им зарубежных компаний.