Основные задачи и меры по развитию экспорта транспортных услуг

Основные задачи и меры по развитию экспорта

транспортных услуг

Рост объемов экспорта транспортных услуг должен быть основан на повышении конкурентоспособности российских транспортных операторов, а также на обеспечении их доступа на зарубежные рынки, в том числе к перевозкам между третьими странами, как транзитом через территорию Российской Федерации, так и минуя ее.

Ключевым направлением развития экспорта транспортных услуг является создание условий для российских транспортных операторов на основе международных норм и лучших практик, прежде всего в части административных процедур и тарифов, которые позволят им предоставлять транспортные услуги на высоком уровне и более выгодные по цене, качеству и времени доставки по сравнению с основными конкурентами.

Основными задачами по развитию экспорта транспортных услуг являются:

на общетранспортном направлении:

расширение участия в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта, гармонизация транспортного законодательства, в том числе в части обеспечения применения электронной книжки международных дорожных перевозок, расширение географии применения унифицированной накладной к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении);

создание для отечественных международных перевозчиков не менее благоприятных режимов при выполнении таможенных и пограничных процедур, чем для перевозчиков других стран;

развитие систем и стандартов информационного взаимодействия на международном и национальном рынках товародвижения;

повышение эффективности механизмов национального регулирования сегментов рынка международных перевозок, на которых действует двусторонняя разрешительная система;

разработка механизмов оперативного принятия ответных мер в случаях, когда российские перевозчики подвергаются дискриминации за рубежом;

разработка и реализация мер, стимулирующих отечественных грузоотправителей к заключению договоров поставки на базисных условиях, предусматривающих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями;

поддержка обновления парков транспортных средств, в том числе через механизмы лизинга, развитие систем льготного кредитования;

активная государственная поддержка транзитных проектов Российской Федерации, формирование выгодных для Российской Федерации международных альянсов;

дальнейшее развитие транспортно-таможенных технологий, информационных систем, всей инфраструктуры транзитных перевозок, ускоряющих доставку и пограничную обработку транзитных грузов;

техническая модернизация и совершенствование экономических режимов в воздушных транзитных коридорах, проходящих через воздушное пространство Российской Федерации;

унификация форм транспортных документов и требований государственных контрольных органов к порядку заполнения форм транспортных документов для различных видов транспорта на основе соответствующих международных стандартов и соглашений в области транспорта;

развитие цифровизации процедур и документооборота при перевозке грузов, перевод обмена всеми документами и сведениями между контролирующими органами, транспортными компаниями и участниками внешнеэкономической деятельности, в том числе перевод всех контрольных операций и документов, составляемых по итогам их осуществления, в электронную форму, включая разработку единого стандарта осуществления всех операций с четкими временными регламентами;

интеграция национальных информационных транспортно-логистических систем с другими государствами - членами Евразийского экономического союза в целях создания единого информационного пространства рынка транспортно-логистических услуг в рамках Евразийского экономического союза;

обеспечение развития инфраструктуры и логистики международного транспортного коридора, синхронизированного с мероприятиями комплексного плана развития магистральной транспортной инфраструктуры, в том числе повышение конкурентоспособности российских участков международного транспортного коридора с точки зрения международных стандартов скорости и регулярности перевозок, обеспечение комплексного развития находящейся на международном транспортном коридоре инфраструктуры и мультимодальных хабов с учетом точек входа (выхода) транзитных грузопотоков, введение интегрированной системы пропуска транзитных грузов через государственную границу Российской Федерации;

развитие инфраструктуры логистической системы и создание необходимых перевозочных ресурсов в соответствии с перспективным запросом рынка товародвижения, снижение логистических издержек;

упрощение административных процедур при транзитных операциях, а также процедур подтверждения ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов и процедур валютного контроля;

разработка мер поддержки инвестиций в транспортную инфраструктуру, внедрение новых инструментов финансирования строительства транспортной инфраструктуры, включая инфраструктурную ипотеку;

обеспечение согласованности объемов, сроков и направлений инвестиций в железнодорожную и портовую инфраструктуру;

унификация требований государственных контролирующих органов к строительству и оборудованию пунктов пропуска;

внедрение инновационных видов перевозок грузов на евроазиатском пространстве, в частности организация высокоскоростного грузопассажирского сообщения, применение авиационных контейнеров для перевозки грузов;

снижение тарифов естественных монополий, связанных с экспортом услуг;

на железнодорожном транспорте:

повышение уровня координации железнодорожных и портовых операций;

повышение пропускной способности транспортных магистралей, включая внедрение технологических решений для увеличения объема перевозки контейнеров по Транссибирской железнодорожной магистрали;

повышение оснащенности железнодорожных станций перегрузочным оборудованием международного стандарта;

создание условий для роста инвестиций в развитие железнодорожного транспорта;

развитие инфраструктуры и повышение оснащенности железнодорожных пунктов пропуска на основе современных мировых стандартов;

совершенствование налогового и валютного законодательства в целях развития транзитных контейнерных перевозок;

совершенствование правил перевозки грузов и тарифного руководства;

переход при осуществлении международных перевозок к использованию электронных накладных к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении);

дальнейшее развитие международных сервисов следования контейнерных поездов с согласованным временем отправления и прибытия;

обеспечение скоординированной тарифной политики на развивающихся маршрутах доставки грузов;

стимулирование создания современного подвижного состава с улучшенными характеристиками;

комплексное развитие международного транспортного коридора "Север - Юг" в целях привлечения грузов из Республики Индии и Исламской Республики Иран;

расширение странового охвата проекта "Охранный поезд";

выстраивание долгосрочных контактов с потенциальными зарубежными грузоотправителями Европы и Азии;

формирование каналов продаж транспортно-логистических услуг холдинга открытого акционерного общества "Российские железные дороги" за рубежом;

создание альянсов для выстраивания эффективных логистических цепочек доставки грузов по международному транспортному коридору и осуществления транзитных перевозок;

на морском транспорте:

разработка программ льготного кредитования деятельности морских перевозчиков;

подготовка квалифицированных экипажей судов для плавания в высоких широтах;

оценка потребности в морских грузовых и пассажирских судах и производственных мощностях для их строительства;

увеличение доли перевозимых экспортных грузов из Российской Федерации судами под флагом Российской Федерации;

модернизация портовой инфраструктуры международных морских портов в части проведения углубительных работ в акватории и у причальных стенок, расширения фарватера судоходных каналов, строительства необходимых защитных сооружений, удлинения причальных стенок;

на автомобильном транспорте:

разработка льготных лизинговых программ для приобретения транспорта перевозчиками;

внедрение электронных документов в рамках Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) и Конвенции международных дорожных перевозок;

увеличение на российской территории предела гарантии по книжкам международных дорожных перевозок, переход к использованию электронной накладной при осуществлении международных автомобильных перевозок грузов;

снижение финансовой нагрузки на хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по перевозке грузов в международном сообщении;

анализ конкурентоспособности налогообложения транзитных перевозок автомобильным транспортом и разработка специальных льготных режимов налогообложения транзитных перевозок;

анализ и сравнение условий деятельности в Российской Федерации российских перевозчиков с иностранными компаниями, разработка соответствующих мер поддержки российских компаний;

ускоренная реконструкция инфраструктуры наиболее загруженных автомобильных пунктов пропуска;

повышение привлекательности инвестиционных проектов строительства автодорог за счет освоения придорожных территорий;

организация эффективного контроля за иностранными автоперевозчиками, нарушающими законодательство Российской Федерации;

формирование программ обновления парка грузовых транспортных средств российских компаний;

на воздушном транспорте:

формирование механизмов снижения негативного эффекта от налогового маневра, в том числе повышение коэффициента обратного акциза;

разработка мер поддержки авиакомпаний для формирования условий, сопоставимых с условиями деятельности в других странах;

содействие развитию отечественными авиаперевозчиками хабовых моделей привлечения иностранных трансфертных пассажиров в российские аэропорты;

развитие деловой авиации и повышение привлекательности инфраструктуры российских аэропортов для полетов международной деловой авиации;

повышение привлекательности авиационных трасс, проходящих через воздушное пространство Российской Федерации, для полетов иностранных авиакомпаний;

развитие системы международных узловых аэропортов;

развитие инфраструктуры и оборудования аэродромов в Российской Федерации, которые могут быть использованы в качестве запасных при осуществлении международных, в том числе транзитных полетов иностранных авиакомпаний;

содействие участию российских авиаперевозчиков в международных альянсах.

Приоритетными мерами по развитию экспорта транспортных услуг являются:

общетранспортные:

разработка и принятие формы единого транспортного документа, применяемого при прямых смешанных (комбинированных) перевозках;

унификация национального и международного законодательства в части правил перевозок различными видами транспорта;

закрепление в законодательстве понятия и статуса единого оператора прямой смешанной перевозки;

внедрение электронного документооборота при перевозке грузов в международном сообщении;

внедрение автоматизированной информационной системы оформления и сопровождения воздушных грузовых перевозок;

обеспечение электронного взаимодействия перевозчика с таможенным органом;

развитие электронного обмена данными между железными дорогами;

внесение изменений в нормативные правовые акты Евразийского экономического союза, регулирующие таможенные правоотношения в целях сокращения количества документов, прилагаемых к транзитной декларации, и перечня сведений, указываемых в ней;

расширение практики применения электронного документооборота с сопредельными странами и по договоренности со странами - участницами международного транспортного коридора;

подготовка предложений по формированию сквозных тарифных ставок мультимодальных транзитных перевозок по международному транспортному коридору при участии различных видов транспорта и владельцев подвижного состава, в том числе и на долгосрочный период, в рамках федерального проекта "Логистика международной торговли";

создание агрегатора информации о грузовых транспортных услугах российских компаний на единой независимой цифровой платформе в форматах, приемлемых для зарубежных пользователей, и по международным стандартам (по аналогии с пассажирским сервисом Aviasales);

разработка мер по развитию экспортно ориентированных транспортных услуг и компаний в ключе концепции PL четвертого (4PL) и пятого (5PL) уровня;

совершенствование налогообложения:

установление ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость для всех элементов мультимодальных перевозок и экспортируемых транспортных услуг;

организация подтверждения ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость для перевозчиков на межведомственном уровне (прямой обмен данными Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы) без участия перевозчика в документообороте;

упрощение процедуры подтверждения ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость (интернет-торговля, доставка не только почтой России, но и экспресс-доставкой);

совершенствование валютного законодательства:

рассмотрение возможности либерализации требований по репатриации валютной выручки;

модификация системы представления экспортерами подтверждающих документов и информации органам и агентам валютного контроля;

рассмотрение возможности либерализации требований по использованию счетов резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

на железнодорожном транспорте:

закрепление в законодательстве понятий и статуса "контейнерный поезд" и "оператор контейнерного поезда";

внесение изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации в части распространения ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость на перевозку порожнего подвижного состава и контейнеров в международном сообщении;

совершенствование правил перевозок грузов железнодорожным транспортом и правил перевозок скоропортящихся грузов;

внесение изменений в постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации "Об утверждении прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", предусмотрев транспортировку в вагонах грузов весом более 80 тонн;

реализация мер правовой поддержки транспортно-экспедиторских компаний, осуществляющих экспорт экспедиторских услуг на железнодорожном транспорте сопредельных стран;

развитие электронного документооборота между железнодорожными компаниями и администрациями;

на морском транспорте:

снятие избыточных требований законодательства к морским судам под российским флагом и приведение их в соответствие с нормами международного морского права;

введение ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость на перевозку грузов между иностранными портами морскими судами под российским флагом;

установление обязательного стандарта комиссионного "раскрытия" судна для разгрузки в порту с возможностью осуществления этой процедуры на рейде, в том числе с использованием плавсредств стивидора (в целях сокращения времени обработки судна, что приведет к сокращению временных и финансовых издержек участников внешнеэкономической деятельности);

внесение изменений в правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации, в части дополнения их нормой об обязательном заключении прямого договора с импортером или его представителем на недискриминационных условиях;

совершенствование государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по погрузке, выгрузке, хранению грузов в морских портах в целях повышения эффективности конкуренции, включая рассмотрение возможности отмены государственного регулирования соответствующих тарифов;

на автомобильном транспорте:

разработка программы льготного лизинга для обновления парка подвижного состава международных автоперевозчиков;

отмена (снижение) таможенных пошлин и утилизационного сбора для грузовых автомобилей и автобусов высоких экологических классов (Евро-6 и выше), используемых для осуществления международных перевозок;

создание информационной системы (аналогичная система "Яндекс-пробки") о ситуации в пограничных пунктах пропуска и ее краткосрочном прогнозировании;

внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях обеспечения возможности применения ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость для транзитных автомобильных перевозок;

включение в план мероприятий по либерализации на паритетной основе визового режима с иностранными государствами вопросов упрощения процедур получения виз для профессиональных водителей;

на воздушном транспорте:

исключение трансфертных и транзитных авиационных перевозок из сферы действия антимонопольного регулирования;

реализация мероприятий, направленных на внесение Российской Федерации в зеленый список Европейского союза по авиационной безопасности при перевозке грузов;

формирование механизмов согласования с авиационными властями иностранных государств мер по преодолению существующих инфраструктурных ограничений в крупнейших аэропортах Азии, Америки и Европы для выполнения полетов российских авиакомпаний;

расширение использования на территории Российской Федерации международного стандарта безбумажного оформления и сопровождения грузовых воздушных перевозок (e-freight);

рассмотрение вопроса введения безвизового режима на срок до 72 часов для иностранцев, проезжающих транзитом через российские аэропорты;

упрощение порядка межаэропортовых перевозок автомобильным транспортом иностранных товаров в воздушных пунктах пропуска Московского авиационного узла (аэропорты Жуковский, Внуково, Домодедово, Шереметьево);

прочие меры:

проведение рекламной кампании логистических возможностей российских маршрутов доставки грузов;

обеспечение унификации требований государственных контролирующих органов к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

внесение изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. N 496 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции" и от 15 сентября 2017 г. N 1104 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом" в части включения дополнительного условия предоставления субсидий экспортерам на транспортировку продукции, связанного с осуществлением транспортировки национальными транспортными компаниями;

внесение изменений в статью 265 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих отнесение к внереализационным расходам расходов на строительство и обустройство передаваемых в собственность Российской Федерации объектов пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и расходов, связанных с такой передачей;

закрепление приоритетного права российских перевозчиков на осуществление международных автомобильных перевозок и перевозок водным транспортом, выполняемых в связи с закупкой товаров для государственных и муниципальных нужд, в том числе по внешнеторговым контрактам, а также перевозок экспортно-импортных грузов, в том числе в связи с реализацией внешнеторговых контрактов, принадлежащих российским предприятиям-грузовладельцам с долей государственного участия и (или) пользующимися государственной поддержкой.