Перспективы развития российского экспорта строительных услуг
Российская Федерация обладает потенциалом для развития экспорта строительных и инжиниринговых услуг, который связан с наличием необходимых компетенций и возможностями укрепления позиций на рынках развивающихся стран.
Расширение затрат на инфраструктурное строительство в динамично развивающихся странах создает потенциальные возможности для повышения коммерческой активности российских компаний в сооружении объектов энергетической, транспортной, производственной и иной инфраструктуры за рубежом. Наиболее очевидные перспективы на этом направлении имеет Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", располагающая самым крупным в мире портфелем проектов по сооружению энергоблоков для атомных электростанций.
Принципиальный вопрос связан с созданием благоприятного режима для привлечения к строительной деятельности флагманских отечественных компаний за рубежом российских же субподрядчиков, поставщиков строительных товаров, услуг и технологий, в том числе из сферы малого и среднего предпринимательства.
Наибольшее значение для увеличения экспорта строительных услуг будет иметь реализация планов привлечения иностранных подрядчиков к сооружению объектов на территории Российской Федерации в рамках комплексного плана модернизации инфраструктуры, национальных проектов "Жилье и городская среда", "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Наука" и некоторых других. Также важно повышение производительности, качества товаров и услуг российских субподрядчиков, предусмотренное отдельными мероприятиями национальных проектов.
Однако слабая видовая диверсификация строительных услуг и снижающаяся ценовая конкурентоспособность российских поставщиков в условиях нарастающей конкуренции будут тормозить рост экспорта в среднесрочной перспективе, несмотря на относительно низкий исходный уровень.
Присущая российскому экспорту строительных услуг нестабильность его объемов в основном сохранится до 2025 года при незначительной стабилизации динамики к концу периода и скорее всего только по строительству за рубежом. В сфере зарубежного строительства это будет обеспечиваться дальнейшей концентрацией поступлений от экспорта энергетических объектов преимущественно за счет расширения строительства атомных электростанций, частично от объектов по добыче неэнергетических полезных ископаемых.
К концу периода ожидается превышение максимальных показателей рекордного 2008 года (причем и по строительству в Российской Федерации, и по зарубежным стройкам), но только номинально, с учетом инфляции этот максимум не будет достигнут. Соотношение экспортных поступлений от внутреннего строительства и зарубежных строек практически не изменится, что не исключает больших колебаний этого соотношения год от года.
Сохраняя заметную долю в российском экспорте услуг, строительные услуги в целевом сценарии предположительно покажут умеренный рост со среднегодовыми темпами на уровне 6,1 процента и к 2025 году достигнут объема 7,97 млрд. долларов США, в том числе 1,86 млрд. долларов США по строительству за рубежом и 6,11 млрд. долларов США по строительству в Российской Федерации.
Наиболее перспективными для развития российского экспорта строительных услуг являются:
подрядные работы для иностранных компаний, осуществляющих строительство в Российской Федерации;
строительство атомных электростанций за рубежом;
комплекс услуг по строительству объектов энергетической, транспортной, производственной инфраструктуры в странах Азии, Африки и Ближнего Востока, Содружества Независимых Государств;
участие в реализации масштабных международных инфраструктурных, инвестиционных проектов в евразийском регионе (в рамках китайской инициативы "Один пояс - один путь", автомобильные коридоры Шанхайской организации сотрудничества, транспортные коридоры Программы Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), международный транспортный коридор "Север - Юг");
участие в международных тендерах в рамках проектной деятельности Всемирного банка с комплексными предложениями, объединяющими услуги нескольких российских строительных и инжиниринговых компаний.
С учетом прогноза экспорта строительных услуг, текущей и прогнозной динамики импорта услуг за рубежом, а также условий доступа на рынки услуг перспективными странами - импортерами российских строительных услуг являются Китайская Народная Республика, Турецкая Республика, Французская Республика, Итальянская Республика, Королевство Нидерландов, Федеративная Республика Германия, Республика Индия, Народная Республика Бангладеш, Социалистическая Республика Вьетнам, Финляндская Республика, Королевство Норвегия, Румыния, Республика Сербия, Республика Польша, Чешская Республика, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Республика Армения, Азербайджанская Республика, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Государство Кувейт.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей