Проблемы и барьеры для развития российского экспорта образовательных услуг

Проблемы и барьеры для развития российского экспорта

образовательных услуг

Основные проблемы развития экспорта российского образования обусловлены следующим:

невысокой интенсивностью и эффективностью маркетинговых кампаний по продвижению образовательных услуг, неопределенностью направлений дальнейшего развития рынка образовательных услуг, ограниченностью мер содействия организации стажировки иностранных студентов, нехваткой мест размещения в студенческих общежитиях, недостаточностью мер финансовой поддержки экспортной деятельности в сфере международного образования, языковым барьером и отсутствием разветвленной сети совместных образовательных программ;

отсутствием практики проведения масштабных маркетинговых кампаний, направленных на формирование привлекательного образа Российской Федерации как страны с многопрофильным качественным образованием и передовой наукой, заинтересованной в привлечении иностранных студентов и готовой в последующем предложить им интересную работу. Конкретное наполнение таких компаний должно определяться спецификой потребностей зарубежных страновых рынков в подготовке специалистов, особенностями национальных систем образования и ожиданиями потенциальных студентов;

отсутствием гибкой системы финансовой поддержки и стимулирования иностранных студентов, специальных мер содействия их трудоустройству.

В Российской Федерации отсутствуют бесплатные курсы онлайн-обучения на английском языке для иностранцев. Во многих вузах также отсутствуют очные программы обучения на английском языке, переведенные на иностранные языки методические рекомендации и учебные материалы.

В качестве чувствительного ограничения для расширения экспорта отечественного образования выступает отсутствие разветвленной сети совместных образовательных программ (отсутствие интерактивных карт на английском языке, отображающих сотрудничество российских университетов с зарубежными, актуальных исследований спроса и предложения на двойные образовательные программы в приоритетных сферах экспорта образования).

Существует проблема недостаточного информационного обеспечения иностранцев, желающих проходить обучение в Российской Федерации. В большинстве вузов отсутствуют необходимые сервисы по консультированию и поддержке иностранных учащихся. Наблюдается недостаточная представленность информации об образовательных организациях и на русском языке в сети "Интернет".

Фактором, влияющим на конкурентоспособность российского экспорта образовательных услуг, также являются международные рейтинги высшего образования. Большинство российских вузов занимают низкие позиции в таких рейтингах (например рейтинг "Вебометрикс" ("Webometrics").