Основные направления и перспективы развития мирового рынка транспортных услуг

Основные направления и перспективы развития мирового рынка

транспортных услуг

Транспортная политика развитых и большинства развивающихся государств направлена на повышение конкурентоспособности национальных транспортных операторов на международных рынках и продвижение их интересов в рамках двустороннего и многостороннего переговорных процессов в области транспорта.

Усилия большинства стран в сфере развития экспорта транспортных и транзитных услуг направлены на повышение эффективности логистики, включая цифровизацию транспортных коридоров и узлов, упрощение административных процедур при осуществлении экспорта, импорта и транзита, в том числе в формате "одного окна", гармонизацию транспортного законодательства, а также на формирование и реализацию долгосрочных планов развития транспортной инфраструктуры, формирование специального законодательства в сфере государственно-частного партнерства и специальных финансовых инструментов для привлечения частных инвесторов к реализации крупных инвестиционных проектов.

Основные тенденции развития мирового рынка логистического сервиса определяются переходом от оказания специализированных услуг к предоставлению комплексных логистических решений в сфере поставок посредством повышения роли информационных технологий в логистике, развития мультимодальных перевозок и увеличения доли транспортно-логистического аутсорсинга.

Современное состояние и будущее мирового рынка авиационных перевозок связано с формированием альянсов авиакомпаний и усилением конкуренции между ними. Основными операционными моделями авиационных перевозок являются прямые перелеты между пунктами вылета и назначения с использованием авиаперевозчиков с низкими издержками и перелеты с пересадкой в узловом аэропорту с использованием традиционных авиакомпаний.

На рынке морских грузоперевозок также создаются альянсы ведущих операторов для получения конкурентных преимуществ, большое влияние на конъюнктуру рынка и уровень фрахтовых ставок оказывает соотношение между предложением мощностей судов и динамикой спроса на них. В части контейнерных перевозок в 2016 - 2018 годах рост спроса на суда-контейнеровозы заметно опережал предложение соответствующих мощностей.

По оценкам Международного транспортного форума, наиболее интенсивно в ближайшие десятилетия морские грузоперевозки в тонн-километрах будут развиваться на внутриазиатских и северо-тихоокеанских маршрутах, маршрутах через Индийский океан, а также средиземноморских и каспийских маршрутах.

Важной долгосрочной тенденцией выступает усиливающаяся конкуренция высокоскоростных железнодорожных магистралей региональным авиалиниям, а также переключение на высокоскоростные магистрали пассажиропотоков с традиционного железнодорожного транспорта и личного автомобильного транспорта. Развитие высокоскоростных магистралей позволяет сформировать дополнительный спрос на перевозки, на основании чего возрастает потенциал экспорта транспортных услуг.

Одним из стимулирующих факторов развития рынка транспортных услуг и транзитных грузоперевозок стало создание международной правовой основы для осуществления мультимодальных перевозок на основе Конвенции о международных смешанных перевозках.

Важную роль в развитии экспорта транспортных услуг играют ключевые многосторонние правовые инструменты:

соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении;

унифицированная железнодорожная накладная к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении) в сообщениях между Европой и Азией;

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 года;

дополнительный протокол к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающийся электронной накладной, подписанный в г. Женеве 20 февраля 2008 г.;

международные правовые акты Организации сотрудничества железных дорог.

Росту торговли услугами международного транзита будет способствовать полномасштабная реализация крупных инфраструктурных проектов в евразийском регионе, включая транспортные маршруты китайской инициативы "Один пояс - один путь" на направлениях Восток - Запад, международные автомобильные коридоры Шанхайской организации сотрудничества и транспортные коридоры Программы центрально-азиатского экономического сотрудничества (ЦАРЭС), "Европа - Кавказ - Азия" (ТРАСЕКА), "Север-Юг". Развитие сети евразийских транспортных коридоров различной направленности создает благоприятные возможности для значительного увеличения объема предоставляемых Российской Федерацией услуг в области международного транзита.

В период реализации Стратегии ожидается динамичное развитие роста рынка экспресс-доставки малогабаритных грузов за счет роста популярности и объемов интернет-торговли, повышения эффективности логистики и внедрения новых технологий (развитие сетей постаматов, дронов и беспилотных "тележек", способных обеспечить доставку от двери до двери), а также усиление конкуренции в этом сегменте.

В долгосрочной перспективе изменение технологий и конфигурации производства, появление и распространение новых бизнес-моделей с высокой вероятностью приведут к торможению трансграничной деятельности, связанной с перемещением грузов и физических лиц. Этому будут способствовать тенденции к ограничению потоков промышленного сырья и полуфабрикатов, замещаемых альтернативными местными ресурсами, инновационными продуктами, масштабным повторным использованием материалов, формированию сетей распределенного производства, приближенного к месту нахождения клиентов, и, следовательно, трансформации цепочек поставок, где физические цепочки поставок во многих случаях заменит электронный обмен данными, быстрому распространению цифровых решений, технологий дополненной реальности, отменяющих необходимость перемещения физических лиц за рубеж для оказания или потребления услуг.

Вместе с тем учитывая различия в стоимости ресурсов в разных регионах мира, длительность обновления материально-технической базы, а также развитие основных грузообразующих отраслей в связи с ростом мировой экономики, в среднесрочной перспективе объемы международной торговли транспортными услугами будут расти, хотя и невысокими темпами (среднегодовой прирост в 2018 - 2025 годах ожидается на уровне 1,5 процента). Абсолютная величина мирового экспорта транспортных услуг составит в 2025 году около 1 - 1,1 трлн. долларов США, доля транспорта в глобальном экспорте услуг сократится до 13,8 процента (18 процентов в 2017 году).