Перспективы развития российского экспорта транспортных услуг

Перспективы развития российского экспорта

транспортных услуг

При невысоких темпах роста перспективы развития экспорта транспортных услуг Российской Федерации в среднесрочной перспективе выглядят в целом благоприятными. Это связано с растущей интеграцией Российской Федерации в международное транспортное пространство, расширением сети и повышением интенсивности перевозок по евразийским транспортным коридорам, модернизацией основных фондов транспортной отрасли, портовой инфраструктуры, пунктов пропуска через государственную границу, совершенствованием отраслевой регуляторики.

В среднесрочной перспективе ожидается сохранение относительно высокой доли воздушного транспорта в структуре экспорта транспортных услуг (около 50 процентов) преимущественно за счет роста пассажирского и грузового авиатранзита через территорию Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания иностранных воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, повышения деловой и туристической привлекательности страны и соответствующего увеличения пассажиропотоков, развития мелкопартионной торговли с использованием грузового авиатранспорта. С учетом предполагаемого увеличения объемов пассажирского транзита между Европой и Азией на 3 процента ежегодно, а также реализации ряда проектов по реконструкции российской аэропортовой инфраструктуры объем российского экспорта услуг воздушного транспорта в целевом сценарии предположительно будет расти со среднегодовым темпом 5,4 процента и превысит к 2025 году 15,5 млрд. долларов США.

Основную роль в привлечении транзитных пассажиро- и грузопотоков играет потенциал базовых авиакомпаний, имеющих высокие провозные емкости, и их бизнес-модели ("hub-and-spoke"). Наибольший потенциал для привлечения транзитных авиаперевозок пассажиров и грузов в средней и долгосрочной перспективе сохранятся у аэропортов Московского авиаузла и авиаузла Санкт-Петербурга. Транзитный потенциал аэропорта Платов, построенного по современным мировым стандартам, пропускной способностью 5 млн. пассажиров и 20 тыс. тонн грузов в год может быть реализован после появления в нем базового авиаперевозчика, осуществляющего полеты на международных и внутренних авиалиниях.

Экспорт услуг морского транспорта будет расти большей частью за счет вспомогательных и дополнительных услуг при меньшем, но существенном расширении грузовых перевозок и сохранении незначительных объемов пассажирских перевозок. Объем российского экспорта таких услуг в целевом сценарии будет увеличиваться со среднегодовым темпом 6,2 процента и к 2025 году предположительно составит 8,2 млрд. долларов США.

Особое значение для роста экспорта услуг морского транспорта имеет реализация проекта развития Северного морского пути. Создание единого оператора по управлению Северным морским путем Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и строительство новых ледоколов обеспечат его становление как глобальной транспортной артерии, грузопоток по которой прогнозируется к 2025 году в объеме 80 млн. тонн.

Стратегическую роль в обеспечении устойчивых высоких объемов российского экспорта транспортных услуг и расширении отечественного несырьевого экспорта будут играть создание и развитие национального морского контейнерного флота с линейными судами под российским флагом для налаживания прямых морских перевозок контейнерных грузов, расширение отечественного парка контейнеров всех типов. Это наряду с освоением Северного морского пути позволит Российской Федерации стать влиятельным игроком в Мировом океане с собственной морской контейнерной и иной логистикой, развитой мультимодальной портовой инфраструктурой.

Перспективным направлением является расширение паромных линий и соответствующего специализированного флота, в том числе на Каспии. В целом российская портовая и транспортная инфраструктура Каспийского бассейна обладает существенным потенциалом наращивания экспортно-импортных и транзитных (Транс-Каспийский маршрут международного транспортного коридора "Север-Юг") перевозок, в том числе перевозок контейнерных грузов. На это направлена Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года. Существуют также возможности налаживания круизного туризма на Каспии.

Другие перспективные направления включают строительство и реконструкцию объектов портовой инфраструктуры морских портов Арктического бассейна (транспортировка арктических углеводородных ресурсов, прежде всего сжиженного природного газа, в страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона), Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов (транспортировка российских природных ресурсов, минеральных удобрений, продукции сельского хозяйства и промышленной продукции в страны Европы, Западной и Южной Азии и Африки, а также транзитные контейнерные перевозки между Европой и Западной и Южной Азией), Дальневосточного бассейна (транспортировка природных ресурсов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона).

Экспорт услуг железнодорожного транспорта будет расти за счет грузовых перевозок и вспомогательных и дополнительных услуг, однако после 2021 года ожидается увеличение темпов роста пассажирских перевозок. В целом российский экспорт услуг железнодорожного транспорта в целевом сценарии будет расти со среднегодовым темпом 5,5 процента и к 2025 году предположительно составит 1,59 млрд. долларов США.

Продолжается быстрый рост (почти на 60 процентов в 2017 году до 417,3 тыс. TEU) транзитных контейнерных перевозок по сети открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в основном в направлении Китай - Европа. Перспективным для железнодорожного контейнерного транзита является транспортный коридор "Север-Юг".

Росту объемов транспортировки российских природных ресурсов, продукции сельского хозяйства и промышленной продукции на экспорт, а также транзитных контейнерных перевозок между Европейским союзом и Китаем, странами Европы и Центральной и Южной Азии будет способствовать модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, Северо-Кавказской и Приволжской железных дорог.

Экспорт услуг автомобильного транспорта предположительно будет восстанавливать объемы более высокими темпами при сохранении прежнего соотношения между грузовыми перевозками, пассажирскими перевозками и вспомогательными и дополнительными услугами. Объем российского экспорта услуг автомобильного транспорта в целевом сценарии будет расти со среднегодовым темпом 7 процентов и к 2025 году почти достигнет 1,6 млрд. долларов США.

Объем российского экспорта остальных видов транспортных услуг в целевом сценарии будет расти со среднегодовым темпом 6,2 процента и к 2025 году предположительно составит 4,3 млрд. долларов США. Ожидается сохранение сильной изменчивости объемов поступлений при сохранении доминирующей позиции трубопроводного транспорта.

Экспортный потенциал трубопроводного транспорта связан с расширением сети магистральных трансграничных нефте- и газопроводов, космического транспорта - с модернизацией национальной космической отрасли, почтовых услуг - с развитием электронной торговли.

Сохраняя высокую долю в российском экспорте услуг, транспортные услуги в целевом сценарии предположительно покажут умеренный, но стабильный рост со среднегодовыми темпами на уровне 5,6 процента и к 2025 году достигнут объема 31,1 млрд. долларов США.

Наиболее перспективными для развития российского экспорта транспортных услуг являются:

транзитные грузовые перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом между странами Европейского союза и Азии, странами Содружества Независимых Государств;

транзитные грузовые перевозки морским транспортом по Северному морскому пути;

мультимодальные транзитные грузовые перевозки по транскаспийскому маршруту транспортного коридора "Север - Юг";

услуги по транспортировке российских внешнеторговых грузов различными видами транспорта;

транзитные авиаперевозки пассажиров, грузов и почты;

услуги, связанные с использованием российского воздушного пространства для полетов воздушных судов иностранных авиакомпаний, в том числе по транзитным транссибирским, трансполярным, кросс-полярным трассам;

дополнительные и вспомогательные услуги при грузовых перевозках железнодорожным и автомобильным транспортом между странами Европейского союза и Азии, транзитных пассажирских и грузовых перевозках воздушным транспортом, а также при грузовых перевозках морским транспортом по Северному морскому пути и транскаспийскому маршруту транспортного коридора "Север - Юг";

услуги трубопроводного транспорта;

почтовый сервис по обслуживанию электронной торговли.

С учетом прогноза экспорта транспортных услуг, текущей и прогнозной динамики импорта услуг за рубежом, а также условий доступа на рынки услуг перспективными странами - импортерами российских транспортных услуг являются Китайская Народная Республика, Швейцарская Конфедерация, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Республика Кипр, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Ирландия, Королевство Дания, Финляндская Республика, Литовская Республика, Латвийская Республика, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, Специальный административный район Гонконг, Республика Сингапур, Республика Корея, Япония, Турецкая Республика.