Перспективы развития российского экспорта услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха

Перспективы развития российского экспорта услуг частным

лицам и услуг в сфере культуры и отдыха

В целом российский экспорт услуг нетехнологических креативных индустрий обладает достаточно высоким потенциалом, включая кинематографическую отрасль. По данным Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (далее - Фонд кино), с 2014 года по настоящее время количество российских картин, вышедших в прокат на территории иностранных государств, увеличилось на 44 процента (с 43 до 62 фильмов), а совокупные кассовые сборы отечественных фильмов на внешних рынках выросли в 4 раза (с 11 млн. долларов США до 44 млн. долларов США). Вместе с тем общий объем зарубежных продаж российского киноконтента в 2017 году составил около 20 млн. долларов США. Оценки Фонда кино свидетельствуют, что в среднесрочной перспективе можно втрое увеличить этот показатель при условии реализации комплекса мер государственной поддержки, направленных на снижение расходов организаций киноиндустрии по выходу на международный кинорынок (включая участие в профильных международных выставочных мероприятиях и форумах, организацию скринингов на основных кинорынках, создание рекламных материалов для зарубежного потребителя, адаптацию контента для зарубежных рынков, прежде всего дублирование на наиболее используемые иностранные языки, страхование лицензиата и лицензиара от потенциальных исков по авторским правам и другое).

Развивается экспорт отечественной анимационной продукции, в том числе лицензионной продукции с использованием анимационных образов. Согласно информации ассоциации организаций индустрии анимационного кино экспорт российского анимационного контента осуществляется более чем в 60 стран мира и дублируется в среднем на 5 - 10 иностранных языках. Например, сериалы "Маша и медведь", "Смешарики" стали популярны за рубежом через американскую развлекательную компанию "Нетфликс" ("Netflix"), а затем многие зарубежные компании приобрели лицензию на их показ.

В соответствии с целевым сценарием экспорт услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха к 2025 году должен составить 810 млн. долларов США, из них объем аудиовизуальных и связанных с ними услуг - 325 млн. долларов США, объем прочих услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха - 485 млн. долларов США.

С учетом прогноза экспорта услуг частным лицам и услуг в сфере культуры и отдыха, текущей и прогнозной динамики импорта услуг, а также условий доступа на рынки услуг перспективными странами - импортерами соответствующих российских услуг являются Швейцария, Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Королевство Нидерландов, Французская Республика, Финляндская Республика, Республика Кипр, Ирландия, Канада, Республика Казахстан, Республика Белоруссия, Республика Сингапур, Китайская Народная Республика, Гонконг, Япония, Республика Индия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Государство Израиль.