Общая характеристика международного рынка образовательных услуг
Основные сегменты международного рынка образовательных услуг включают:
все виды международной мобильности студентов и учеников в сферах высшего, среднего и начального образования, изучения иностранных языков;
транснациональное обучение (предоставление образовательных услуг в стране, не являющейся страной базирования образовательного учреждения);
сопутствующие образовательные продукты и услуги (присвоение международных признаваемых квалификаций, услуги в области развития образовательных технологий и другие).
Важнейший сегмент международного рынка образовательных услуг представлен международной студенческой мобильностью. Хотя в разных странах могут применяться различные подходы к определению количества иностранных студентов, методология, используемая такими международными организациями, как Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация, ЮНЕСКО, Всемирный банк, позволяет получить сопоставимую информацию.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 2016 году около 26 процентов студентов в странах Организации экономического сотрудничества и развития, окончивших аспирантуру, 17 процентов студентов, получивших степень магистра, и 7 процентов выпускников, получивших степень бакалавра, являлись иностранными студентами. Всего в 2016 году 3,5 миллионов иностранных студентов обучались по программам высшего образования в странах Организации экономического сотрудничества и развития, в мире - около 5 миллионов.
Сегодня в мире каждый 40-й студент получает образование за рубежом. По данным Института статистики ЮНЕСКО, особенно велико это соотношение для Центральной Азии, почти 8 процентов всех получающих высшее образование обучались за границей. Из стран Организации экономического сотрудничества и развития и ее партнеров наиболее мобильны студенты из Великого Герцогства Люксембург (73 процента всех студентов в 2015 году учились за рубежом), Словацкой Республики (14,5 процента) и Исландии (13 процентов), Ирландии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Королевства Норвегия и Эстонской Республики (по 7 - 8 процентов).
Доля иностранных студентов в общем числе обучающихся по программам высшего образования тем выше, чем более высокой является ступень образования. В середине 2010-х годов примерно треть иностранных студентов в странах Организации экономического сотрудничества и развития обучалась по следующим специальностям:
инженерные, промышленные, и строительные специальности - 17 процентов;
естественные науки, математика и статистика - 10 процентов;
информационно-коммуникационные технологии - 6 процентов;
ведение бизнеса, управление и юриспруденция - 27 процентов;
искусство и гуманитарные дисциплины - 14 процентов;
социальные науки, журналистика и информатика - 12 процентов;
медицина и организация досуга - 9 процентов.
Международные организации и эксперты отмечают заметное усиление конкуренции на международном рынке услуг в сфере высшего образования, приносящих большие доходы и разноплановые преимущества.
В настоящее время почти 55 процентов всех привлеченных иностранных студентов приходится на традиционные центры оказания образовательных услуг, которыми являются государства "большой семерки" и Австралия. Однако их позиции в последние годы ослабели. В тихоокеанской Азии на рынке международной студенческой мобильности растет влияние таких новых динамичных игроков, как Китайская Народная Республика, Малайзия, Республика Корея, Республика Сингапур, а также Новая Зеландия (в совокупности на указанные страны в середине 2010-х годов приходилось около 10 процентов всех привлеченных иностранных студентов, в том числе на Китайскую Народную Республику около 7,5 процента, Республику Корея 2 процента). В арабском мире усилились позиции Египта, Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии в качестве региональных образовательных центров.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей