Общая характеристика международного рынка образовательных услуг

Общая характеристика международного рынка

образовательных услуг

Основные сегменты международного рынка образовательных услуг включают:

все виды международной мобильности студентов и учеников в сферах высшего, среднего и начального образования, изучения иностранных языков;

транснациональное обучение (предоставление образовательных услуг в стране, не являющейся страной базирования образовательного учреждения);

сопутствующие образовательные продукты и услуги (присвоение международных признаваемых квалификаций, услуги в области развития образовательных технологий и другие).

Важнейший сегмент международного рынка образовательных услуг представлен международной студенческой мобильностью. Хотя в разных странах могут применяться различные подходы к определению количества иностранных студентов, методология, используемая такими международными организациями, как Организация экономического сотрудничества и развития, Всемирная торговая организация, ЮНЕСКО, Всемирный банк, позволяет получить сопоставимую информацию.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 2016 году около 26 процентов студентов в странах Организации экономического сотрудничества и развития, окончивших аспирантуру, 17 процентов студентов, получивших степень магистра, и 7 процентов выпускников, получивших степень бакалавра, являлись иностранными студентами. Всего в 2016 году 3,5 миллионов иностранных студентов обучались по программам высшего образования в странах Организации экономического сотрудничества и развития, в мире - около 5 миллионов.

Сегодня в мире каждый 40-й студент получает образование за рубежом. По данным Института статистики ЮНЕСКО, особенно велико это соотношение для Центральной Азии, почти 8 процентов всех получающих высшее образование обучались за границей. Из стран Организации экономического сотрудничества и развития и ее партнеров наиболее мобильны студенты из Великого Герцогства Люксембург (73 процента всех студентов в 2015 году учились за рубежом), Словацкой Республики (14,5 процента) и Исландии (13 процентов), Ирландии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Королевства Норвегия и Эстонской Республики (по 7 - 8 процентов).

Доля иностранных студентов в общем числе обучающихся по программам высшего образования тем выше, чем более высокой является ступень образования. В середине 2010-х годов примерно треть иностранных студентов в странах Организации экономического сотрудничества и развития обучалась по следующим специальностям:

инженерные, промышленные, и строительные специальности - 17 процентов;

естественные науки, математика и статистика - 10 процентов;

информационно-коммуникационные технологии - 6 процентов;

ведение бизнеса, управление и юриспруденция - 27 процентов;

искусство и гуманитарные дисциплины - 14 процентов;

социальные науки, журналистика и информатика - 12 процентов;

медицина и организация досуга - 9 процентов.

Международные организации и эксперты отмечают заметное усиление конкуренции на международном рынке услуг в сфере высшего образования, приносящих большие доходы и разноплановые преимущества.

В настоящее время почти 55 процентов всех привлеченных иностранных студентов приходится на традиционные центры оказания образовательных услуг, которыми являются государства "большой семерки" и Австралия. Однако их позиции в последние годы ослабели. В тихоокеанской Азии на рынке международной студенческой мобильности растет влияние таких новых динамичных игроков, как Китайская Народная Республика, Малайзия, Республика Корея, Республика Сингапур, а также Новая Зеландия (в совокупности на указанные страны в середине 2010-х годов приходилось около 10 процентов всех привлеченных иностранных студентов, в том числе на Китайскую Народную Республику около 7,5 процента, Республику Корея 2 процента). В арабском мире усилились позиции Египта, Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии в качестве региональных образовательных центров.