Таблица 1

Вид ДТП

Наиболее вероятные факторы дорожных условий, способствующие возникновению ДТП данного вида

1

2

Столкновения

Несоответствие ширины проезжей части, радиуса кривой в плане, разделительной полосы, расстояний видимости для остановки и встречного автомобиля нормам проектирования,

неблагоприятное сочетание элементов плана и продольного профиля дороги;

необеспеченная пропускная способность дороги или улицы, обслуживающей движение в режиме перегрузки, места сужения дорог и улиц;

несоответствие планировки и схемы пересечений нормативным требованиям, типа пересечений и примыканий интенсивности движения транспортных потоков, недостатки в схеме организации движения;

отсутствие переходно-скоростных полос, светофорного регулирования в необходимых местах;

не обеспечена видимость приближающегося поезда и переезда с расстояния, необходимого для принятия решения об остановке транспортного средства, не обеспечена ровность межрельсового настила и покрытия проезжей на железнодорожном переезде;

несоответствие эксплуатационного состояния участков дорог и улиц с мостами, путепроводами или эстакадами и участков на подходах к ним нормативным требованиям.

Опрокидывания

Несоответствие нормам проектирования величины поперечного уклона виража и уширения проезжей части на кривых в плане, параметров элементов земляного полотна.

радиус кривой в плане менее 600 м; сочетание кривой в плане радиусом менее 600 м с элементами продольного профиля или с углом поворота трассы более 20°;

отсутствие дорожных ограждений в необходимых местах;

неудовлетворительное состояние или отсутствие укрепления обочин, отсутствие твердого покрытия на примыканиях.

Наезды на препятствия

Близкое расположение к кромке проезжей части деревьев, неогражденных опор светильников и иных препятствий;

несоответствие параметров элементов поперечного профиля дороги или улицы нормам проектирования;

неудовлетворительное состояние проезжей части и обочин, отсутствие дорожных ограждений в необходимых местах.

Наезды на стоящее транспортное средство

Несоответствие ширины обочин остановочных полос и расстояния видимости нормам для дорог данной категории;

отсутствие площадок отдыха, отсутствие оборудованных стоянок у объектов дорожного сервиса.

Наезды на пешеходов

Отсутствие пешеходных переходов, тротуаров и пешеходных дорожек в необходимых местах;

несоответствие параметров тротуаров и пешеходных дорожек и их состояния нормативным требованиям;

не обеспечены расстояние видимости для остановки в зоне пешеходного перехода и видимость пешеходов и транспортных средств в треугольниках их видимости;

несоответствие местоположения и параметров элементов остановочных пунктов нормативным требованиям;

отсутствие или несоответствие эксплуатационного состояния ТСОДД нормативным требованиям;

наличие объектов притяжения в непосредственной близости от места совершения ДТП (объектов торговли, общественного питания, образовательных учреждений, производственных предприятий, административных зданий, лечебных учреждений, спортивных и развлекательных объектов, зон отдыха и т.п.).

ДТП всех видов

Неудовлетворительная ровность и низкие сцепные качества проезжей части, отсутствие или неудовлетворительное состояние дорожных знаков и разметки.

2.2. Для более глубокого анализа причин и условий возникновения МКДТП рекомендуется проведение аудита безопасности дорожного движения [3] и специальных обследований с целью установления на аварийно-опасных участках мероприятий по приведению эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие с нормативными требованиями и иных мероприятий по профилактике возникновения ДТП по разделу 3 настоящих рекомендаций, для участия в которых приглашаются сотрудники ГИБДД (по согласованию) [1].

2.3. Для снижения уровня аварийности в МКДТП также рекомендуется проводить анализ применяемых схем организации дорожного движения в целях определения необходимых мер по обеспечению эффективности организации дорожного движения. В качестве метода (инструмента) на данном этапе целесообразно, в том числе применять транспортное моделирование с использованием программных продуктов математического моделирования.

Транспортная модель позволяет провести оценку характеристик транспортных потоков на конкретном участке, выявить негативные факторы и оценить эффект от воздействия предлагаемых к реализации мероприятий.

Особое внимание при анализе причин и условий совершения ДТП в МКДТП следует уделять перекресткам. При анализе причин и условий совершения ДТП на перекрестках должна анализироваться схема организации движения:

- наличие или отсутствие светофорного регулирования;

- схема пофазного разъезда (при наличии светофорного регулирования)

- число полос движения;

- наличие необходимых информационных знаков и однозначность восприятия маршрутного ориентирования;

- наличие и эксплуатационное состояние ТСОДД по ГОСТ Р 50597-2017.

Рекомендуется также выявлять причины и условия возникновения ДТП, которые не связаны с дорожной деятельностью, для обоснования проведения профилактических мероприятий, связанных с изменением расположения объектов притяжения или транспортного обслуживания населения и т.п.

2.4. Для каждого МКДТП на основе результатов анализа по п.п. 2.1 - 2.3 настоящих рекомендаций выбираются мероприятия по БДД, которые должны:

- способствовать снижению вероятности возникновения преобладающих (отдельных) видов ДТП и сокращению количества происшествий с выявленными повторяющимися причинами;

- устранять условия, способствующие повторному возникновению ДТП с выявленными недостатками транспортно-эксплуатационного состояния дорог и улиц;

- устранять или снижать влияние факторов дорожных условий, способствовавших совершению ДТП;

- обеспечивать приведение элементов обустройства дорог и улиц (технические средства организации дорожного движения, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения дорог, тротуары и пешеходные дорожки, места отдыха, стоянки (парковки) транспортных средств) и их эксплуатационного состояния в соответствие с нормативными требованиями;

- устранять недостатки в применяемых схемах движения транспортных средств и (или) пешеходов и обеспечивать повышение эффективности организации дорожного движения.

2.5. В состав мероприятий по БДД в целях ликвидации и профилактики возникновения МКДТП в приоритетном порядке включаются мероприятия, которые должны обеспечивать:

- повышение безопасности движения пешеходов и велосипедистов;

- разделение транспортных потоков встречных направлений;

- улучшение условий движения на перекрестках, железнодорожных переездах, у остановок маршрутных транспортных средств (МТС);

- улучшение условий видимости и зрительного ориентирования водителей транспортных средств в темное время суток;

- выравнивание скоростей в транспортном потоке в результате реализации мероприятий по повышению пропускной способности дорог и улиц, в том числе посредством устранения условий, способствующих созданию помех для дорожного движения или создающих угрозу его безопасности;

- устранение причин и условий возникновения аварийных ситуаций при дорожном движении, снижение числа конфликтных ситуаций, создание безопасных режимов движения транспортных средств в конкретных дорожных условиях, представление приоритета движения пешеходов, велосипедистов и МТС посредством реализации соответствующих мероприятий по регламентированию режимов движения.

Для планирования мероприятий по БДД в целях ликвидации и профилактики возникновения МКДТП используется приложение Б.

Выбор конкретных видов дорожных работ в МКДТП в приоритетном порядке определяется необходимостью устранения дорожных условий, выявленных в качестве причин и условий совершения отдельных ДТП или факторов, способствующих возникновению МКДТП.

При выборе мероприятий по БДД рекомендуется рассматривать варианты мероприятий различной капиталоемкости, в т.ч. ранее реализованные на участках дорог и улиц с аналогичными условиями движения и показавшие свою эффективность.

2.6. При планировании первоочередных мер в целях ликвидации МКДТП в рамках работ по ремонту и содержанию дорог и улиц (таблица А.1 приложения А) в первую очередь предусматриваются следующие мероприятия:

- приведение ТСОДД в соответствие установленным нормам по правилам их размещения по ГОСТ Р 52289-2004 и эксплуатационному состоянию по ГОСТ Р 50597-2017;

- обустройство современными ТСОДД с улучшенными эксплуатационными характеристиками, в том числе замена дорожных знаков или разметки на аналогичные с более высокими характеристиками, замена существующих дорожных ограждений на ограждения с более высокой удерживающей способностью и т.п.;

- оборудование техническими средствами автоматической фотовидеофиксации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57144-2016 и ГОСТ Р 57145-2016;

- совершенствование организации дорожного движения путем внесения изменений в проекты организации дорожного движения предусматривающих установку соответствующих новых знаков, знаков приоритета, дублирующих знаков, знаков запрещающих обгон транспортных средств и ограничивающих максимальную скорость движения, а также нанесение соответствующей новой разметки.

2.7. При выборе мероприятий по БДД в целях ликвидации МКДТП следует также учитывать наличие (отсутствие) в границах аварийно-опасного участка и на смежных с ним участках характерных опасных участков дорог и улиц с высоким риском ДТП.

К характерным опасным участкам дорог и улиц с высоким риском ДТП (далее - характерные участки) следует относить: прямые горизонтальные участки дорог, перекрестки дорог и улиц, участки дорог и улиц с кривыми в плане малого радиуса, подъемами и спусками, вертикальными кривыми с ограниченной видимостью, участки дорог и улиц в зонах пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств, на подходах к железнодорожным переездам, места сужения дорог и улиц, мосты (путепроводы) и эстакады.

В этих случаях выбор мероприятий по БДД в целях ликвидации МКДТП осуществляют с учетом особенностей (вида) характерного участка (геометрических параметров, интенсивности движения, состава транспортного потока, условий видимости и т.д.) и организации дорожного движения на таком участке в соответствии с положениями раздела 3 настоящих рекомендаций и типовыми решениями по приложению Д.

2.8. Мероприятия по БДД в целях профилактики возникновения МКДТП должны предусматриваться на характерных участках дорог при приведении их в нормативное состояние. Выбор таких мероприятий также рекомендуется осуществлять с учетом конкретных особенностей характерных участков в соответствии с положениями раздела 3 настоящих рекомендаций и типовыми решениями по приложению Д.

2.9. При планировании дорожных работ следует руководствоваться принципом обеспечения однородных условий движения на всем протяжении наиболее аварийных участков дорог и улиц, на которых выявлены зоны скопления МКДТП, в том числе посредством включения в состав работ мероприятий по комплексному обустройству таких участков ТСОДД на всей их длине.

На наиболее аварийных участках дорог и улиц рекомендуется создание зон успокоения движения, в том числе с помощью:

- совмещения наземных нерегулируемых пешеходных переходов с монолитной искусственной трапециевидной неровностью;

- устройства приподнятых пересечений на улицах местного значения в зонах жилой застройки.

Организация движения в зонах успокоения должна быть направлена на снижение скорости движения транспортных средств и обеспечение безопасности движения пешеходов и велосипедистов.

2.10. Выбор мероприятий по снижению аварийности и ликвидации МКДТП, оценку их эффективности рекомендуется также осуществлять с использованием технологий информационного моделирования, обеспечивающих:

- цифровую реконструкцию ДТП, включая построение 3D-моделей;

- проведение натурных видеоисследований психофизиологического восприятия участниками дорожного движения дорожной обстановки в МКДТП;

- моделирование транспортных потоков с учетом исходной ситуации и реализуемых мероприятий при изменении параметров геометрических элементов дороги, скоростного режима, организации дорожного движения и др.

В целях тиражирования положительного опыта владельцам дорог и улиц рекомендуется осуществлять разработку, наполнение и актуализацию цифровых моделей и баз данных участков дорог и улиц до и после проведения на них мероприятий по ликвидации МКДТП.

2.11. При выборе основных мероприятий по БДД в целях ликвидации и профилактики возникновения МКДТП по п. 4.6 ГОСТ Р 52289 могут использоваться ТСОДД, не предусмотренные действующими стандартами, в частности разметка желтого цвета для разделения транспортных потоков встречных направлений, ограждения из композитных материалов.