2. Судебная практика по спорам налоговых органов с лицами, осуществляющими хозяйственные операции с лесопродукцией

2. Судебная практика по спорам налоговых органов с лицами, осуществляющими хозяйственные операции с лесопродукцией.

Споры с указанными хозяйствующими субъектами зачастую связаны с применением налогоплательщиками схем "дробления бизнеса".

По данной категории споров суды исходят из того, что на налоговом органе лежит обязанность по представлению доказательств осуществления одного совместного вида деятельности проверяемым лицом с иными хозяйствующими субъектами. При этом налоговый орган должен представить доказательства того, что разделение бизнеса было формальным и произведено исключительно для сохранения права на применение специального налогового режима. В случаях, когда разделение видов деятельности имеет экономическое обоснование и не имеет противоправного характера, а хозяйствующие субъекты самостоятельно ведут деятельность, выполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом, ведут учет своих доходов, суды удовлетворяют требования налогоплательщиков о признании ненормативного акта налогового органа незаконным.

Примером таких выводов можно сделать Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.11.2017 по делу N А05-7545/2016.

По делу N А60-43809/2012 (Постановление Федерально Арбитражного суда Уральского округа от 08.08.2013) требование налогоплательщика удовлетворено, так как им осуществлялась заготовка леса, созданным обществом - переработка.

При этом состав доказательной базы по данной категории споров остается неизменным и после вступления в силу положений статьи 54.1 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, имеют место группы споров налоговых органов с хозяйствующими субъектами рассматриваемой категории, по которым налоговыми органами доказываются различные схемы, нацеленные на уклонение от уплаты налогов, обстоятельства необоснованного учета расходов по налогу на прибыль организаций.

По делу N А28-5635/2016 (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.07.2017) судами установлено, что налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, пени и штраф, установив, что он минимизировал налоги путем заключения договоров с взаимозависимыми лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения.

Руководствуясь положениями пунктов 1, 7 статьи 105.1, пункта 4 статьи 164, пункта 1 статьи 168, пункта 1 статьи 169, пунктов 1, 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172, статьи 247, пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, учитывая правовые позиции, изложенные в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О, суды пришли к выводу о законности решения налогового органа, поскольку факт получения налогоплательщиком незаконной налоговой экономии установлен.

По делу N А04 918/2012 (Постановление Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.09.2013) суды, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 252, подпункта 1 пункта 2 статьи 171, статей 171 и 172 Налогового кодекса РФ, поддержали выводы налогового органа о создании обществом схемы с целью получения незаконной налоговой экономии. Суды пришли к выводу об отсутствии у общества намерений создать правовые последствия сделок, отсутствии их разумной деловой цели и экономического обоснования, поскольку общество не осуществляло деятельность по переработке леса с помощью имущества, приобретенного по договорам финансовой аренды (лизинга).

По делу N А43-29348/2014 (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.06.2016) доначисления налогоплательщику налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаны обоснованными, поскольку заключенные налогоплательщиком и контрагентом контракты не являются договорами комиссии; установлено, что налогоплательщик перепродавал приобретенный им товар, самостоятельно формируя цену на него. При принятии судебных актов суды руководствовались положениями статьи 249, подпункта 9 пункта 1 статьи 251, пункта 1 статьи 346.12, статьями 346.14, 346.15 и 346.18 Налогового кодекса РФ.

По делу N А03-15935/2011 (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.01.2013 N ВАС-95/13) арбитражные суды, руководствуясь положениями статей 164, 165, 169, 171, 172, 173 Налогового кодекса РФ, пришли к выводу об отсутствии у общества права на применение по налогу на добавленную стоимость ставки 0 процентов по операциям реализации товара на экспорт, так как общество к экспортным операциям не причастно, им создан формальный документооборот по оформлению экспортируемого товара как вывезенного не собственником, а комиссионером по поручению комитента, с целью необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость через комитента.

На основании представленных налоговым органом доказательств, подтверждающих отсутствие реальных хозяйственных операций по поставке лесопродукции в адрес общества и в дальнейшем - на экспорт, а также документально подтвержденных выводов налогового органа об имеющихся противоречиях в представленных обществом первичных документах, на основании которых заявлен налоговый вычет, арбитражные суды пришли к выводу о том, что право на применение ставки 0 процентов по операциям реализации такого товара на экспорт, а также право на возмещение заявленных налоговых вычетов у налогоплательщика отсутствует.

В рамках дела N А05-15538/2017 (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.09.2018) судами рассмотрен вопрос распределения налогоплательщиком налоговых вычетов по "входному" налогу на добавленную стоимость при реализации лесопродукции на внутреннем рынке и на экспорт.

Требование налогоплательщика удовлетворено, поскольку нарушение вызвано неверным заполнением обществом книги покупок, нарушение устранено; в расчете налогового органа ошибочно не учтены особенности распределения обществом налога на добавленную стоимость между внутренним рынком и экспортом, а также возможность заявления вычетов по экспортным операциям после подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов (статья 165 Налогового кодекса РФ).

Судами по делу N А26-10184/2016 (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.10.2017) установлено, что обществу доначислен налог на прибыль организаций в связи с включением в состав внереализационных расходов затрат на выплату бонуса (премии) поставщику в отсутствие экономической целесообразности.

Требование общества было удовлетворено на основании подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ и в силу того, что его деятельность напрямую зависела от результатов работы поставщиков древесного сырья; стимулирование спорного контрагента как основного поставщика лесоматериалов и долгосрочного партнера требовалось для обеспечения уровня безубыточности общества и дальнейшего развития производства.

По делу N А69-1523/2017 (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01.03.2018) судами установлено, что основанием для вынесения налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к ответственности послужил вывод налогового органа о том, что предприниматель неправомерно не учел в составе доходов в целях исчисления налога по упрощенной системе налогообложения денежные средства, фактически поступившие не от деятельности по оказанию бытовых услуг, осуществляемой на основании патента, а от предпринимателей за поставленные товары.

Руководствуясь положениями пункта 1 статьи 11, подпункта 3 пункта 2 статьи 45, абзаца 7 статьи 346.27, пунктов 1, 2, 8 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ, статей 506, 702 - 730 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, изложенные в пункте 77 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" суды отказали в удовлетворении требования налогоплательщика, поскольку спорные доходы являются доходами предпринимателя от реализации товаров, они подлежат включению в налоговую базу по упрощенной системе налогообложения, их отнесение к деятельности по патентной системе налогообложения является ошибочным.

Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести вышеприведенную судебную практику до нижестоящих налоговых органов.

Государственный советник

Российской Федерации

2 класса

К.Н.ЧЕКМЫШЕВ