1. Обеспечение качественной подготовки проектов приказов (распоряжений) и их согласование с заинтересованными департаментами, заместителями Министра, а в случае необходимости с иными органами государственной власти и организациями возлагается на директоров департаментов, которые готовят и вносят на утверждение руководству Министерства проект приказа (распоряжения).
2. Подготовленные приказы, распоряжения должны соответствовать:
законодательству Российской Федерации;
нормативным правовым актам министерств (ведомств) Российской Федерации;
ранее принятым актам Министерства, если документ не предусматривает их отмену или изменение.
Если подготовленный проект приказа (распоряжения) влечет за собой внесение изменений или дополнений в уже существующие приказы (распоряжения) по Министерству, то эти изменения или дополнения включаются в текст проекта приказа (распоряжения).
Если приказ (распоряжение) затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливает правовой статус организаций или имеет межведомственный характер независимо от срока их действия, а также содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, он подлежит государственной регистрации.
Государственная регистрация таких актов осуществляется Минюстом России (далее - государственная регистрация) в порядке, установленном Постановлением Правительством Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с учетом внесенных изменений и дополнений), а также в соответствии с Приказом Минюста России от 4 мая 2007 г. N 88 "Об утверждении разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" <6>.
--------------------------------
<6> Зарегистрирован Минюстом России 14 мая 2007 г., регистрационный N 9449.
Правовую экспертизу и отбор приказов (распоряжений), издаваемых в Министерстве, для представления на государственную регистрацию осуществляет Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности.
На приказе (распоряжении), содержащем правовые нормы, Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности проставляет штамп о необходимости представления конкретного нормативного правового акта на государственную регистрацию.
В текст проекта приказа (распоряжения), содержащего правовые нормы и подлежащего государственной регистрации, не допускается включать нормы, направленные на внесение изменений и дополнений в приказы (распоряжения) Министерства, не прошедшие государственную регистрацию, а также делать ссылки на них.
3. Оригинал приказа (распоряжения), подписанного руководством Министерства и зарегистрированного в Канцелярии, выдается под личную роспись исполнителю либо иному сотруднику департамента-исполнителя для представления в Минюст России на государственную регистрацию.
Оформление необходимых документов для представления приказа (распоряжения) на государственную регистрацию осуществляется департаментом-исполнителем совместно с Департаментом правового обеспечения и законопроектной деятельности в течение 10 дней со дня регистрации приказа (распоряжения) в Канцелярии.
4. Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на федеральный орган исполнительной власти, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт.
5. К приказу (распоряжению), представляемому на государственную регистрацию, прилагается справка, содержащая:
основания издания нормативного правового акта;
сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному вопросу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;
сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, если такое согласование является обязательным;
сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы с приложением копий заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Прилагаемая к приказу (распоряжению) справка должна быть подписана директором Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности.
6. На обороте каждого листа оригинала приказа (распоряжения) проставляется виза директора Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности.
7. После государственной регистрации (отказа в государственной регистрации, возврата без государственной регистрации) подлинник приказа (распоряжения) возвращается исполнителем в Канцелярию.
Контроль за своевременным возвратом подлинника приказа (распоряжения) в Канцелярию обеспечивает директор департамента-исполнителя.
8. Министерство направляет для исполнения приказы (распоряжения), подлежащие государственной регистрации, только после завершения процедуры государственной регистрации в Минюсте России.
При опубликовании и рассылке, а также в случае необходимости ссылки на приказ (распоряжение), прошедший процедуру государственной регистрации, указание на дату и номер государственной регистрации, а также на решение Минюста России о том, что документ не нуждается в государственной регистрации, является обязательным.
Ссылка на сноску оформляется звездочкой или цифрой со скобкой: * или 1). Текст сноски печатается через 1 межстрочный интервал шрифтом размером N 10 в конце каждой страницы или после приложения в целом под чертой. После символа сноски ее текст печатается с прописной буквы. В конце текста сноски ставится точка, например:
* Зарегистрирован Минюстом России 19 декабря 2006 г., регистрационный N 7734.
1) По заключению Минюста России от 20 января 2007 г. N 01/79-СВ в государственной регистрации не нуждается.
9. Департамент-исполнитель совместно с Департаментом правового обеспечения и законопроектной деятельности в течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации приказа (распоряжения) готовит проект соответствующего акта Министерства об отмене этого приказа (распоряжения) и после подписания (утверждения) руководством Министерства направляет его копию в Минюст России.
10. Проекты приказов (распоряжений), подготовленные на подпись (утверждение) Министру или лицу, исполняющему его обязанности (кроме приказов по кадровым и наградным вопросам), а также проекты распоряжений, подготовленные на подпись (утверждение) заместителям Министра, до их подписания проходят правовую экспертизу и редактирование в Департаменте правового обеспечения и законопроектной деятельности.
11. Оформленные на бланке проекты приказов (распоряжений) подлежат согласованиям, которые оформляются визами.
12. Визы включают в себя личную подпись, ее расшифровку (инициалы и фамилия) и дату визирования. При необходимости указывается должность визирующего.
Визы проставляются на подписном экземпляре на оборотной стороне последнего листа проекта приказа (распоряжения) в нижней его части.
На приложениях к проектам приказов (распоряжений) визы проставляются также на оборотной стороне последнего листа приложения в нижней его части.
На проектах приказов по кадровым и наградным вопросам визы проставляются на лицевой стороне последнего листа в нижней его части.
13. Проекты приказов (распоряжений), подготовленные на подпись (утверждение) Министру или лицу, исполняющему его обязанности, а также проекты распоряжений, подготовленные на подпись заместителям Министра, визируются в следующем порядке:
исполнителем, подготовившим проект документа;
директором департамента-исполнителя, подготовившего проект документа;
должностными лицами, которым в проекте документа предусматриваются задания и поручения;
руководителями федеральной службы и федеральных агентств (при необходимости);
заместителем Министра, курирующим работу департамента-исполнителя;
директором Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности, определяющего соответствие подготовленных проектов приказов (распоряжений) законодательству Российской Федерации, наличие согласования их с заинтересованными департаментами и должностными лицами, а также четкость и грамотность редакции;
статс-секретарем - заместителем Министра.
Приложения к проектам приказов (распоряжений) визируются директором департамента-исполнителя.
Штамп редактора проставляется на обороте каждого листа проекта приказа (распоряжения) и приложений к нему, а на последнем листе - на лицевой стороне в правом нижнем углу листа проекта документа.
14. При возникновении в процессе согласования особого мнения у лица, визирующего проект приказа (распоряжения), об этом делается отметка при визировании. Особое мнение, как правило, излагается на отдельном листе и прилагается к проекту приказа (распоряжения).
15. Если имеют место разногласия между департаментом, ответственным за подготовку ведомственного акта, с согласующими проект документа департаментами, с целью их урегулирования проводится согласительное совещание под председательством статс-секретаря - заместителя Министра.
16. Если в процессе согласования в проект приказа (распоряжения) вносятся изменения принципиального характера, то он подлежит доработке и повторному согласованию.
17. Повторного согласования не требуется, если при доработке в проект приказа (распоряжения) внесены изменения, не меняющие его существа.
В этом случае доработанный вариант проекта приказа (распоряжения) визируется директором Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности с пометкой "Визы прилагаются". При этом визы, оформленные на номерных бланках приказов, прилагаются к оригиналу приказа, подписанного Министром или лицом, исполняющим его обязанности, передаваемого в Канцелярию для последующей регистрации и хранения.
(в ред. Приказа Минтранса России от 29.02.2012 N 53)
(см. текст в предыдущей редакции)
Доработанный вариант проекта кадрового приказа может быть завизирован директором Административного департамента или лицом, его замещающим, с пометкой "Визы прилагаются".
18. Проекты приказов (распоряжений), подготавливаемые Министерством совместно либо по согласованию с другими органами государственной власти (организациями), направляются на подпись (согласование) в соответствующие органы государственной власти (организации) только после визирования проекта приказа (распоряжения) в порядке, предусмотренном пунктом 13 Приложения N 15 к настоящей Инструкции.
19. Проекты приказов (распоряжений) представляются на визирование в Департамент правового обеспечения и законопроектной деятельности со всеми документами, необходимыми для их полного и всестороннего рассмотрения.
К проекту приказа (распоряжения), предусматривающего отмену ранее изданного приказа (распоряжения), а также к проекту приказа (распоряжения), издаваемого взамен действующего, прилагается краткая справка, которая готовится и подписывается директором департамента-исполнителя.
основания издания приказа: сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата и номер), на основании которых Министерству поручается разработать приказ, а также дата и номер поручения или указания Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или Министерства (копия поручения прилагается к справке);
(в ред. Приказа Минтранса России от 07.06.2011 N 154)
(см. текст в предыдущей редакции)
перечень актов законодательства Российской Федерации, использованных при разработке приказа (распоряжения);
сведения об актах Министерства, в том числе отмененных данным приказом (распоряжением), актах иных органов государственной власти (организаций), изданных по данному вопросу;
сведения о согласовании приказа (распоряжения) с департаментами и, при необходимости, с органами государственной власти (организациями).
20. Департаменты рассматривают проекты приказов (распоряжений) в срок до 7 рабочих дней, если иной срок не установлен Министром или заместителем Министра.
21. Проекты приказов (распоряжений), требующие последующей государственной регистрации, рассматриваются Департаментом правового обеспечения и законопроектной деятельности в срок до 15 рабочих дней, а значительные по объему проекты ведомственных актов в срок до 30 дней, если иной срок не установлен Министром или заместителем Министра.
22. Проекты приказов (распоряжений), подготовленные на подпись Министру или лицу, исполняющему его обязанности, должны представляться исполнителем через директора Административного департамента или лица, его замещающего, на подпись заместителю Министра - через секретариат (помощника) заместителя Министра.
Проекты приказов (распоряжений) должны представляться на подпись Министру или лицу, исполняющему его обязанности, со всеми необходимыми материалами.
23. Проекты приказов (распоряжений), представленные с нарушением требований, предъявляемых к их подготовке и оформлению, возвращаются департаменту-исполнителю на доработку.
24. Внесение исправлений и поправок в подписанный приказ (распоряжение), а также в первый экземпляр согласованного проекта приказа (распоряжения) не допускается.
25. В подписанный приказ (распоряжение), находящийся на государственной регистрации, по предложениям Минюста России, в первый экземпляр согласованного проекта приказа (распоряжения), а также в подписанный приказ (распоряжение) в исключительных случаях по решению руководства Министерства могут быть внесены поправки, не меняющие его существа.
26. Поправки в подписанный приказ (распоряжение), в первый экземпляр согласованного проекта приказа (распоряжения) вносятся департаментами-исполнителями в следующем порядке:
заместителю Министра, курирующему работу департамента-исполнителя, докладываются причины, вызвавшие необходимость внесения поправок, и согласовывается с ним новая редакция документа;
новая редакция документа согласовывается с Департаментом правового обеспечения и законопроектной деятельности и статс-секретарем - заместителем Министра;
направляется докладная записка Министру о вносимых в документ изменениях.
27. Для подписанного (утвержденного) приказа (распоряжения) исполнителем заполняется указатель рассылки служебных документов Министерства, который подписывается руководством департамента-исполнителя, а также директором Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности или лицом, его замещающим.
28. Регистрация подписанных приказов (распоряжений) осуществляется в Канцелярии.
Датой приказа (распоряжения) является дата его подписания.
Приказы (распоряжения) нумеруются в пределах календарного года.
29. Копии приказов (распоряжений) заверяются печатью Административного департамента и направляются адресатам в соответствии с указателем рассылки.
Подлинники приказов (распоряжений) хранятся по месту их регистрации.
30. Проект приказа (распоряжения) печатается на бланке установленной формы размером шрифта N 14.
31. Приказ (распоряжение) имеет следующие реквизиты:
Государственный герб Российской Федерации.
Наименование Министерства - Министерство транспорта Российской Федерации.
Наименование вида документа - приказ или распоряжение.
--------------------------------
<7> Первые 4 реквизита входят в состав бланка и печатаются при изготовлении бланка в типографии.
Дата и номер приказа (распоряжения). Дата оформляется словесно-цифровым способом. Номер приказа состоит из порядкового номера приказа, например: 6 декабря 2005 г. N 34. Номер распоряжения состоит из индекса, включающего первые буквы имени и фамилии Министра или заместителя Министра, подписавшего распоряжение, тире, порядковый номер и приставку "р", например: 15 января 2010 г. N ИЛ-7-р.
Заголовок приказа (распоряжения) должен отвечать на вопрос "О чем?" и кратко и точно отражать содержание текста приказа (распоряжения). Заголовок печатается на расстоянии не менее 9 см от верхнего края листа полужирным шрифтом через 1 межстрочный интервал. Точка в конце заголовка не ставится, например:
Министерства транспорта Российской Федерации
Текст отделяется от заголовка 3 межстрочными интервалами и печатается через 1 межстрочный интервал.
Текст печатается от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.
Текст приказа, как правило, состоит из двух частей: констатирующей (преамбулы) и распорядительной. Распоряжение преамбулы может не иметь.
В констатирующей части (преамбуле) кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания акта. Она может начинаться словами "в целях", "во исполнение" и т.д.
Если приказ (распоряжение) издается на основании другого документа, то в констатирующей части указывается наименование этого документа в родительном падеже, наименование органа, его издавшего, дата, номер и заголовок.
Констатирующая часть (преамбула) отделяется от распорядительной части 2 межстрочными интервалами и завершается словом "приказываю", которое печатается вразрядку.
Распорядительная часть приказа (распоряжения) должна содержать перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения.
Распорядительная часть может делиться на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой, и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Действия однородного характера могут быть перечислены в одном пункте. В качестве исполнителей могут быть указаны департаменты или конкретные должностные лица. Последний пункт распорядительной части может содержать сведения о руководителе Министерства, на которого возлагается контроль за исполнением приказа.
Если приказ (распоряжение) изменяет, отменяет или дополняет ранее изданный приказ (распоряжение) или какие-то его положения, то один из пунктов распорядительной части должен содержать ссылку на признаваемый утратившим силу, отменяемый приказ (распоряжение) или его пункт, либо приказ (распоряжение), в который предполагается внести изменения с указанием даты, номера и заголовка. Пункт должен начинаться словами "Признать утратившим силу...", "Отменить...", "Внести изменения...".
В приказ не следует включать пункт "Приказ довести до сведения...". Департаменты (должностные лица), до сведения которых доводится приказ (распоряжение), указываются в указателе рассылки, который исполнитель готовит вместе с проектом приказа (распоряжения).
В приказах (распоряжениях) употребляются только официальные наименования органов государственной власти (организаций), полные наименования департаментов, при этом в приложениях могут использоваться их сокращенные наименования.
Подпись отделяется от текста 3 межстрочными интервалами, состоит из наименования должности лица, подписавшего приказ (распоряжение), личной подписи и расшифровки подписи (инициалы, фамилия).
Наименование должности печатается от левой границы текстового поля, инициалы и фамилия - от правой границы текстового поля.
Отметка об исполнителе оформляется согласно пункту 20 Приложения N 11 к настоящей Инструкции.
При оформлении приказов (распоряжений) на двух и более страницах они должны быть пронумерованы. Номер располагается по центру верхнего поля листа арабскими цифрами без слова "страница" и знаков препинания. Первая страница не нумеруется.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 23.07.2019 N 244)
32. Приложения к проектам приказов (распоряжений) печатаются на отдельных листах бумаги.
Размеры полей, шрифты и межстрочные интервалы текстов приложений идентичны размерам, применяемым при оформлении текстов приказов (распоряжений).
В качестве приложений, как правило, оформляются положения, регламенты, перечни, списки, графики, таблицы, образцы документов и т.д.
Нумерация страниц приложений производится отдельно от нумерации страниц текста приказа (распоряжения). Каждое приложение имеет отдельную нумерацию страниц, номера указываются со второй страницы. Номер страницы располагается по центру верхнего поля листа (как при вертикальном, так и при горизонтальном расположении текста).
(абзац введен Приказом Минтранса России от 23.07.2019 N 244)
При оформлении приложения к приложению нумерация страниц продолжается.
(абзац введен Приказом Минтранса России от 23.07.2019 N 244)
33. При наличии в приказах (распоряжениях) приложений ссылка на приложения дается в тексте. При этом на первом листе приложения в правом верхнем углу прописными буквами печатается слово "ПРИЛОЖЕНИЕ", ниже дается ссылка на приказ (распоряжение), его дату и номер. При наличии нескольких приложений они нумеруются.
При наличии в приказах (распоряжениях) в качестве приложений утверждаемых документов, на которые дается ссылка в тексте приказа (распоряжения), на первом листе утверждаемого приказом (распоряжением) документа в правом верхнем углу прописными буквами печатается слово "УТВЕРЖДЕНО" или "УТВЕРЖДЕН", ниже дается ссылка на приказ (распоряжение), его дату и номер.
34. Совместные приказы Министерства с другими федеральными органами исполнительной власти печатаются на стандартных листах бумаги формата А4 (210 x 297 мм).
При оформлении совместного приказа:
наименования органов государственной власти располагаются на одном уровне;
наименование вида документа - приказ, располагается центрованно;
дата совместного приказа - единая, соответствует дате более поздней подписи руководителя органа государственной власти (организации);
регистрационный номер документа состоит из регистрационных номеров приказа (распоряжения) каждого из этих органов государственной власти (организаций), проставляемых через косую черту в порядке указания органов государственной власти (организаций) в документе;
подписи руководителей органов государственной власти (организаций) располагаются ниже текста на одном уровне;
отметка об исполнителе оформляется согласно пункту 20 Приложения N 11 к Инструкции.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей