II. Организация деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений
6. Специальные учебно-воспитательные учреждения проходят государственную аккредитацию и лицензирование в порядке, установленном Федеральным законом N 273-ФЗ и Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; N 30, ст. 4590; N 43, ст. 5971; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4256; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11; N 29, ст. 4342; N 44, ст. 6047; 2016, N 1, ст. 50, ст. 51; 2017, N 31, ст. 4765; 2018, N 1, ст. 35, ст. 87; N 31, ст. 4838; N 32, ст. 5116; N 45, ст. 6841; N 53, ст. 8424; 2019, N 16, ст. 1817).
7. Специальные учебно-воспитательные учреждения создаются для обучающихся, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода.
В учреждения открытого типа могут быть направлены обучающиеся от восьми до восемнадцати лет:
с устойчивым противоправным поведением;
отказывающиеся посещать общеобразовательные организации;
испытывающие трудности в социальной адаптации.
В учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, если они:
не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2016, N 28, ст. 4559), и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 27, ст. 3477; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4848; 2011, N 1, ст. 39; 2016, N 28, ст. 4559).
Для мальчиков и девочек создаются отдельные специальные учебно-воспитательные учреждения. При наличии условий раздельного проживания мальчиков и девочек возможно создание специальных учебно-воспитательных учреждений с их совместным содержанием и обучением.
8. В специальных учебно-воспитательных учреждениях создается режимная (вспомогательная) служба, обеспечивающая специальные условия содержания обучающихся, порядок деятельности которой определяется учреждением.
Специальные условия содержания обучающихся предусматривают:
личную безопасность обучающихся и их максимальную защищенность от негативного влияния;
охрану территории специальных учебно-воспитательных учреждений;
ограничение свободного входа на территорию специальных учебно-воспитательных учреждений посторонних лиц;
круглосуточное наблюдение и контроль за обучающимися, в том числе во время, отведенное для сна;
ограничение в пользовании средствами сотовой (мобильной) связи, в том числе в доступе к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не приводящее к ограничению либо лишению контактов обучающихся с родителями (законными представителями).
Число работников режимной (вспомогательной) службы устанавливается для обеспечения специальных условий содержания в зависимости от количества обучающихся, охраняемых объектов на территории специальных учебно-воспитательных учреждений, планировки помещений, размеров территории.
Специальные условия содержания в учреждениях закрытого типа в соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ <4> также предусматривают:
--------------------------------
<4> Пункт 8.1, подпункт 1 пункта 9, подпункт 1 пункта 10 статьи 15 Федерального закона N 120-ФЗ.
изоляцию обучающихся, исключающую возможность их ухода по собственному желанию с территории учреждения закрытого типа;
проведение личного осмотра обучающихся, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых ими писем, посылок или иных почтовых сообщений, территории учреждения закрытого типа, спальных, бытовых, других помещений и находящегося в них имущества в целях выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению. Исключение составляет переписка обучающихся с органами, осуществляющими контроль за деятельностью учреждений закрытого типа, судом, прокуратурой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации <5>. Корреспонденция обучающихся, адресованная указанным органам и должностным лицам, не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляется по принадлежности.
--------------------------------
<5> Абзац первый пункта 8.1 статьи 15 Федерального закона N 120-ФЗ.
Переписка обучающегося с адвокатом или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация учреждения закрытого типа располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых, телеграфных или иных сообщений осуществляется по мотивированному решению администрации учреждения закрытого типа. Копия такого решения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов соответствующим учреждением закрытого типа.
Предметы, запрещенные к хранению, определяются специальным учебно-воспитательным учреждением <6>.
--------------------------------
<6> Пункт 1 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ.
9. В специальных учебно-воспитательных учреждениях организуется психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - комиссия учреждения) <7>.
--------------------------------
<7> Абзац четвертый пункта 7 статьи 15 Федерального закона N 120-ФЗ.
Комиссия учреждения создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся, подготовки по результатам обследования индивидуальных программ развития и реабилитации обучающихся, а также осуществления мониторинга эффективности психолого-педагогической, социальной помощи обучающимся, динамики их развития и реабилитации.
Комиссией учреждения ведутся карты динамики развития и реабилитации обучающихся, в которых отражаются:
данные комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся;
план мероприятий по оказанию обучающимся психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания;
подтверждение, уточнение или изменение указанного плана при последующем рассмотрении его на заседаниях комиссии учреждения;
рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися после прекращения пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении.
Комиссия учреждения рассматривает динамику реабилитационного процесса каждые шесть месяцев.
При организации работы комиссии учреждения обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
10. Порядок содержания, обучения и воспитания обучающихся в специальном учебно-воспитательном учреждении определяется учреждением с учетом их индивидуальных особенностей, возраста, пола, а также психического и физического состояния и должен обеспечивать:
создание условий для реабилитации и развития обучающихся на основе рекомендаций комиссии учреждения;
организацию оптимального распорядка дня, представляющего собой взаимосвязанную систему образовательного и воспитательного процессов, в том числе оздоровление, социально значимую, общественно полезную деятельность и личное время обучающихся;
социально-правовую помощь обучающимся.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в специальных учебно-воспитательных учреждениях создаются специальные условия для получения образования, в том числе посредством организации их инклюзивного образования, создания отдельных классов (групп).
11. Наполняемость класса (группы) в специальных учебно-воспитательных учреждениях устанавливается:
для учреждений закрытого типа - в количестве до 10 человек, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - до 7 человек;
для учреждений открытого типа - в количестве до 15 человек, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - до 12 человек.
12. В штате специальных учебно-воспитательных учреждений предусматриваются должности учителя-логопеда, дефектолога (из расчета по 1 штатной единице на каждые 15 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья), педагога-психолога, социального педагога (из расчета по 1 штатной единице на каждые 25 обучающихся), психотерапевта, психиатра, нарколога.
На каждый класс (группу) предусматривается количество воспитателей: для учреждений с круглосуточным пребыванием - не менее 2, для учреждений с дневным пребыванием - не менее 1.
13. Специальные учебно-воспитательные учреждения должны иметь необходимые для достижения уставных целей и решения уставных задач:
земельные участки с расположенными на них объектами недвижимого имущества и инфраструктурными объектами, необходимыми для организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательных отношений;
объекты недвижимого имущества, включающие в себя в том числе: учебные кабинеты и аудитории; учебные и учебно-производственные лаборатории и мастерские; спальные и бытовые помещения (для учреждений с круглосуточным пребыванием), санитарные узлы с отдельными кабинами; помещения для психолого-медико-педагогических мероприятий; помещения для эмоционально-психологической разгрузки обучающихся; спортивные сооружения; актовые залы; помещения медицинского назначения; информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, медиатекой; помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи; помещения хозяйственного назначения;
объекты движимого имущества, в том числе автотранспортные средства.
14. Медицинское обслуживание обучающихся осуществляется штатным медицинским персоналом специального учебно-воспитательного учреждения либо организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения. Медицинский персонал указанных организаций в части своей компетенции осуществляет проведение лечебно-профилактических, реабилитационных мероприятий, соблюдение режима и качества питания обучающихся.
15. Психолого-педагогическую помощь обучающимся, их реабилитацию, консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей), работников специального учебно-воспитательного учреждения осуществляют педагоги-психологи.
16. Адресную социально-педагогическую поддержку обучающихся и защиту их прав, проектирование адаптации обучающихся в новых жизненных ситуациях осуществляют социальные педагоги.
Социальный педагог обеспечивает регулярное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, организует для них консультативную помощь.
17. Медицинские работники, педагоги-психологи и социальные педагоги специального учебно-воспитательного учреждения осуществляют просветительскую деятельность среди обучающихся, их родителей (законных представителей), работников учреждения.
Работниками указанных категорий обеспечиваются совместные мероприятия, согласованные действия по реализации индивидуальных программ реабилитации и развития обучающихся.
18. В специальных учебно-воспитательных учреждениях осуществляется ведение документов в части образовательной и иной деятельности, в том числе:
медицинской карты ребенка для образовательных учреждений: указанная карта ведется на каждого обучающегося, выписка из нее выдается при прекращении пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении, а также по заявлению родителей (законных представителей) или обучающегося для предоставления в медицинскую организацию по месту постоянного проживания обучающегося;
книги записей происшествий: в указанную книгу заносятся сведения о причинении обучающимися вреда здоровью, нарушениях ими правил внутреннего распорядка обучающихся, материальном ущербе, нанесенном обучающимся учреждению и его работникам;
карты динамики развития и реабилитации обучающегося: указанная карта ведется на каждого обучающегося. При прекращении пребывания обучающегося в специальном учебно-воспитательном учреждении выписка из карты направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту проживания обучающегося для обеспечения оказания ему помощи в бытовом устройстве, помощи по трудоустройству (с его согласия), а также осуществления иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетнего, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации <8>.
--------------------------------
<8> Подпункт 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 120-ФЗ.
19. Специальные учебно-воспитательные учреждения формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При размещении информации на официальном сайте и ее обновлении обеспечивается соблюдение требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
20. Специальные учебно-воспитательные учреждения самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами <9>.
--------------------------------
<9> Часть 1 статьи 27 Федерального закона N 273-ФЗ.
Структурные подразделения специальных учебно-воспитательных учреждений обеспечивают осуществление образовательной и иной деятельности учреждений (учебные подразделения, учебно-производственные мастерские, библиотеки, общежития (интернаты), службы комплексного сопровождения и иные структурные подразделения, определяемые учреждением).
Специальными учебно-воспитательными учреждениями могут создаваться структурные подразделения, обеспечивающие выполнение задач профилактики девиантного поведения обучающихся, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, их родителям (законным представителям) при выявлении потребности для их реализации в субъектах Российской Федерации <10>.
--------------------------------
<10> Часть 2 статьи 27 Федерального закона N 273-ФЗ.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей