II. Организация создания государственной единой облачной платформы
Одной из целей национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" является создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступных для всех организаций и домашних хозяйств.
Федеральным проектом "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" предусмотрен ряд мероприятий, направленных:
на создание генеральной схемы развития сетей связи и инфраструктуры хранения и обработки данных Российской Федерации на период 2019 - 2024 годов;
на создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры обработки и хранения данных на основе отечественных разработок;
на разработку комплекса мер по повышению экспортного потенциала услуг по обработке и хранению данных и облачных сервисов;
на реализацию первоочередных мероприятий по снятию административных барьеров в целях повышения экспортного потенциала услуг по обработке и хранению данных и облачных сервисов;
на реализацию комплекса мер по повышению экспортного потенциала услуг по обработке и хранению данных и облачных сервисов;
на создание распределенной системы центров обработки данных (в том числе с использованием отечественного оборудования), обеспечивающей обработку данных, формируемых российскими гражданами и организациями на территории Российской Федерации;
на обеспечение хранения и обработки информации, создаваемой органами государственной власти и местного самоуправления в государственной единой облачной платформе по сервисной модели;
на создание и введение в опытную эксплуатацию государственной единой облачной платформы.
Также для целей повышения безопасности и устойчивости работы информационных систем органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов необходимо законодательно закрепить возможность использования органами государственной власти, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами единой инфраструктуры электронного правительства, предусмотрев при этом поэтапный переход к использованию указанной инфраструктуры при создании и эксплуатации государственных информационных систем и получении услуг предоставления программного обеспечения и оборудования по облачным технологиям.
Под единой инфраструктурой электронного правительства понимается совокупность размещенных на территории Российской Федерации государственных информационных систем, программно-аппаратных комплексов, центров обработки данных и сетей связи, обеспечивающих взаимодействие в электронной форме органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Для реализации поставленных задач, а также в целях создания экономически обоснованных условий для развития вычислительных ресурсов органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов, обеспечения хранения и обработки персональных данных граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, оптимизации и координации расходов бюджетов всех уровней, бюджетов государственных корпораций и компаний с государственным участием на информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечения унификации информационной-телекоммуникационной инфраструктуры государственных информационных систем, предоставления качественных государственных и муниципальных услуг государственными органами, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами организациям различных секторов экономики и гражданам Российской Федерации необходимо создать государственную единую облачную платформу.
Государственной единой облачной платформой является экосистема аккредитованных сервисов и поставщиков информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов, размещаемых на указанной платформе, федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей комплексный мониторинг функционирования инфраструктуры государственной единой облачной платформы и ее взаимодействия с иными подключенными к ней информационными системами, а также системы обеспечения информационной безопасности.
Защиту от компьютерных атак необходимо реализовывать с использованием надежных программно-аппаратных средств и соблюдением принципа контроля маршрутов прохождения трафика. Принцип контроля маршрутов прохождения трафика означает, что наземный трафик между центрами обработки данных не должен выходить за пределы Российской Федерации и должен осуществляться российскими операторами связи. Подключение органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов к серверной инфраструктуре необходимо осуществлять таким образом, чтобы наземный трафик указанных организаций также не выходил за пределы Российской Федерации. При использовании спутникового сегмента сети надлежит использовать преимущественно российские телекоммуникационные спутники. Структура государственной единой облачной платформы позволит с наименьшими затратами обеспечивать информационно-телекоммуникационными услугами территориально распределенных пользователей за счет применения облачных технологий.
В рамках государственной единой облачной платформы предусматривается оказывать услуги по предоставлению облачных вычислений. Деятельность по оказанию услуг по предоставлению облачных вычислений направлена на удовлетворение потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов в вычислительных мощностях по сервисной модели и заключается в том числе в размещении и использовании программ для электронных вычислительных машин.
Под облачными вычислениями для целей настоящей Концепции понимаются информационные технологии, обеспечивающие дистанционную обработку данных информационных систем в совмещенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуре.
Поставщиками услуг облачных вычислений являются юридические лица, оказывающие услуги по предоставлению облачных вычислений.
В качестве таких юридических лиц могут выступать государственные организации и организации, прошедшие процедуру аккредитации, бенефициарными владельцами которых являются только российские граждане.
Под программными услугами для целей настоящей Концепции понимается деятельность, направленная на удовлетворение потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов в дистанционном использовании функционирующих с использованием облачных вычислений программ для электронных вычислительных машин.
Поставщиками программных услуг являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, оказывающие программные услуги.
Выбор поставщиков услуг облачных вычислений и программных услуг государственной единой облачной платформы органами государственной власти, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Под потребителями услуг государственной единой облачной платформы для целей настоящей Концепции понимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления и государственные внебюджетные фонды, размещенные в системе центров обработки данных и использующие (заказывающие) услуги по предоставлению инфраструктуры облачных вычислений и (или) программные услуги (далее - потребители услуг).
В связи с тем, что в государственной единой облачной платформе предполагается сконцентрировать большой объем государственных информационных ресурсов, деятельность поставщиков услуг облачных вычислений, а также поставщиков программных услуг, использующих информационно-телекоммуникационную инфраструктуру государственной единой облачной платформы, требует аккредитации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и тщательного независимого контроля.
В этой связи целесообразно внести изменения в законодательные акты Российской Федерации, в соответствии с которыми на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации возлагаются следующие функции оперативного контроля качества оказания услуг облачных вычислений:
осуществление независимого контроля качества деятельности поставщиков услуг облачных вычислений и программных услуг;
определение средств объективного контроля качества функционирования инфраструктуры государственной единой облачной платформы;
регистрация и учет информации о выявленных нарушениях поставщиками услуг облачных вычислений требований к оказанию услуг и заключенных соглашений об уровне предоставления услуг;
ведение каталога потребителей услуг;
ведение каталога поставщиков услуг облачных вычислений и программных услуг;
экспертиза финансово-экономических обоснований стоимости услуг поставщиков услуг облачных вычислений и программных услуг;
аккредитация поставщиков облачных услуг, а также программно-технических решений, используемых поставщиками услуг облачных вычислений и программных услуг, в целях их соответствия установленным уполномоченным органом требованиям;
учет потребляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и государственными внебюджетными фондами вычислительных, телекоммуникационных ресурсов и ресурсов хранения в центрах обработки данных;
обеспечение функционирования системы мониторинга инфраструктуры государственной единой облачной платформы и ее взаимодействия с иными подключенными к ней информационными системами.
В части решения задач стратегического планирования и прогнозирования целесообразно внести изменения в законодательные акты Российской Федерации, в соответствии с которыми на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации возлагаются следующие функции:
сбор и анализ информации о потребностях в новых услугах и об изменениях объема предоставляемых услуг;
анализ фактических объемов и качества предоставленных поставщиками услуг облачных вычислений;
прогнозирование объема и структуры потребляемых вычислительных, телекоммуникационных ресурсов и ресурсов хранения системы центров обработки данных;
прогнозирование затрат потребителей услуг на будущие периоды;
выработка рекомендаций для потребителей услуг, нацеленных на оптимизацию затрат в будущие периоды;
сравнительный анализ качественных и стоимостных характеристик услуг, предоставляемых поставщиками услуг облачных вычислений;
разработка рекомендаций по оптимальному выбору поставщика услуг облачных вычислений и программных услуг на основе анализа текущих и прогнозных потребностей потребителя услуг в вычислительных и программных ресурсах;
формирование информационно-аналитических материалов для обеспечения поддержки принятия высшими органами власти решений в сфере вопросов информатизации и совершенствования услуг облачных вычислений и программных услуг;
разработка проектов стратегии развития услуг государственной единой облачной платформы, включая подготовку технико-экономического обоснования применения новых перспективных технологий.
Также целесообразно предусмотреть создание коллегиального органа, в который могут включаться представители Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также органов и организаций, переводящих информационные системы в государственную единую информационную платформу, отвечающего:
за разработку проектов требований к инфраструктуре государственной единой облачной платформы, в том числе требований к присоединяемым к ней центрам обработки данных, "облачным" услугам и программным продуктам;
за разработку методологии перехода на использование государственной единой облачной платформы;
за сбор и анализ предложений и требований потребителей в отношении совершенствования услуг и развития новых услуг;
за разработку типовых регламентирующих документов, включая регламенты предоставления и использования услуг облачных вычислений и программных услуг;
за одобрение планов перехода на использование государственной единой облачной платформы;
за подтверждение готовности государственной единой облачной платформы к переводу в нее информационных ресурсов и информационных систем потребителей услуг.
Для решения комплекса задач по контролю качества оказания вычислительных услуг и программных услуг, регламентированию деятельности поставщиков услуг, оптимизации, планированию, а также по обеспечению функционирования ситуационного центра контроля и поддержки принятия решений государственной единой облачной платформы целесообразно создать федеральную государственную информационную систему, обеспечивающую комплексный мониторинг функционирования инфраструктуры государственной единой облачной платформы и ее взаимодействия с иными подключенными к ней информационными системами, со следующими основными функциями:
в части оперативного контроля качества оказания услуг поставщиками вычислительных и программных услуг:
автоматический сбор и агрегация от поставщиков услуг значений метрик потребляемых вычислительных, телекоммуникационных ресурсов и ресурсов хранения системы центров обработки данных;
автоматическое выявление и регистрация нарушений поставщиками услуг параметров соглашений об уровне предоставления услуг;
автоматическое распознавание и регистрация критичных ситуаций, а также оперативное оповещение заинтересованных участников;
предоставление доступа к оперативной информации мониторинга различным категориям потребителей информации;
в части анализа и стратегического планирования, наличия средств совместной работы, отчетности и интеллектуального анализа:
прогнозирование на основе анализа данных о потреблении услуг объемов и структуры потребляемых потребителями услуг на будущие периоды;
прогнозирование на основе анализа данных о предоставлении услуг загрузки ресурсов, имеющихся у поставщиков услуг;
на основе анализа данных об инцидентах и проблемах выявление типовых событий, предшествовавших возникновению инцидентов, проблем и признаков, указывавших на высокий риск их возникновения;
формирование аналитических отчетов для различных категорий потребителей информации;
обеспечение совместной работы с документами по стратегии развития услуг государственной единой облачной платформы и использованию новых перспективных технологий;
предоставление данных для формирования или внесения изменений в требования к применению перспективных технологий, внедрению новых услуг и модернизации архитектуры государственной единой облачной платформы;
в части информационного обеспечения государственной единой облачной платформы:
предоставление для различных категорий потребителей услуг доступа к организационным, правовым и регламентирующим документам в части оказания услуг государственной единой облачной платформы;
управление каталогом поставщиков услуг, каталогом потребителей услуг, каталогом услуг и тарифов;
предоставление потребителям услуг средства просмотра информации о текущих договорах и статистике потребления услуг;
предоставление средства для регистрации запросов на получение консультационной помощи в части услуг государственной единой облачной платформы.
Необходимо обеспечить доступ к результатам мониторинга потребности органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов в услугах государственной единой облачной платформы участникам рынка в порядке и объеме, которые определяются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с оператором федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей комплексный мониторинг функционирования инфраструктуры государственной единой облачной платформы и ее взаимодействия с иными подключенными к ней информационными системами.
Следует разработать механизм и предусмотреть поэтапное подключение к инфраструктуре государственной единой облачной платформы существующих центров обработки данных органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов, синхронизировав этапы создания государственной единой облачной платформы с планами по переводу их информационных ресурсов в государственную единую облачную платформу.
Объекты инфраструктуры, входящие в государственную единую облачную платформу, должны быть сертифицированы на соответствие требованиям, предъявляемым к уровню предоставления услуг центрами обработки данных, требованиям к инфраструктуре центров обработки данных, аттестованы по требованиям информационной безопасности, а также должны отвечать следующим ключевым требованиям:
обеспечение уровня резервирования и надежности, требуемого в каждом конкретном случае национальным стандартом (после введения в действие стандарта) классификации центров обработки данных;
нахождение в целях обеспечения имущественной безопасности всех элементов инфраструктуры, используемых для оказания услуг центров обработки данных, в собственности, долгосрочной аренде или доверительном управлении поставщика услуг центра обработки данных;
обеспечение полного соответствия нормативным требованиям в области безопасности информации, в том числе на объектах информатизации;
аттестация объектов информатизации по требованиям безопасности информации по классу не ниже чем класс защиты размещаемых государственных информационных систем, систем обработки персональных данных, а также исходя из критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры;
обеспечение резервирования инфраструктуры государственной единой облачной платформы, в том числе каналов связи государственной единой облачной платформы;
обеспечение характеристик резервных каналов связи не хуже основных каналов связи;
поддержание при наличии технической возможности основных и резервных каналов связи в активном режиме с динамической балансировкой трафика между ними;
обеспечение катастрофоустойчивости инфраструктуры, используемой в государственной единой облачной платформе, что означает сохранение 100 процентов функциональности и не менее 95 процентов нагрузочной способности центров обработки данных при полном физическом отключении основных центров обработки данных;
определение на этапе проектирования норм технического регулирования и требований к инфраструктуре государственной единой облачной платформы, ее составу, компонентам и архитектурно-техническим решениям;
обеспечение полной технической автономии центров обработки данных, принадлежащих различным поставщикам услуг государственной единой облачной платформы, исключающей веерный выход из строя центров обработки данных;
обеспечение юридической и финансовой независимости поставщиков программных услуг и облачных вычислений, исключающей ситуацию, когда в случае наложения санкций, финансовых или судебных ограничений, банкротства поставщика или его владельцев такая ситуация веерно распространится на других поставщиков.
В настоящее время затраты на электроэнергию в структуре себестоимости услуг центров обработки данных составляют по разным оценкам от 20 до 50 процентов. С целью снижения стоимости услуг центров обработки данных, входящих в государственную единую облачную платформу, целесообразно проработать вопросы определения механизмов оптимизации затрат на электрическую энергию.
Необходимо отметить, что строительство и ввод в эксплуатацию центров обработки данных в Центральном федеральном округе, Северо-Западном федеральном округе, Уральском федеральном округе, Сибирском федеральном округе, Приволжском федеральном округе и Дальневосточном федеральном округе также предусмотрены планом мероприятий по направлению "Информационная инфраструктура" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей