О проведении мониторинга за 2019 год см. Письма Минобрнауки России от 07.08.2020 N МН-5/990-ДА, от 05.10.2020 N МН-7/1706-ДА.

Общие положения

Методические рекомендации по заполнению федеральными государственными образовательными организациями высшего образования формы мониторинга международной деятельности (далее соответственно - образовательные организации, мониторинг) разработаны в целях обеспечения единообразия при предоставлении российскими образовательными организациями высшего образования сведений о результатах международной деятельности за отчетный период.

Мониторинг международной деятельности образовательных организаций (приложение N 1 к Методическим рекомендациям), применяется для решения следующих задач в сфере образования:

обеспечение потребностей в информации о международной деятельности российских образовательных организаций высшего образования;

сопряжение государственных информационных ресурсов;

межведомственный информационный обмен;

анализ социальных, финансовых, экономических и иных показателей международной деятельности образовательных организаций, оценка эффективности применения мер по ее поддержке, подготовка прогноза развития и предложений о совершенствовании международной деятельности образовательных организаций.

Международная деятельность образовательных организаций в рамках мониторинга рассматривается по таким значимым направлениям, как сотрудничество образовательных организаций с иностранными и (или) международными организациями в социальной сфере, в области образования, науки, кадрового обеспечения, а также по вопросам финансово-экономической деятельности.

Сведения по мониторингу не заполняют образовательные организации, находящиеся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (статья 81 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Отчетным периодом в мониторинге выступает календарный отчетный год. Показатели, исчисляемые на определенную дату, заполняются по состоянию на 1 октября отчетного года. Отличные от заявленных сроки предусмотрены для таблиц 1.9 - 1.11, 1.13, 1.14. Отчетные периоды (даты) дополнительно оговорены в комментариях к таблицам.

При наличии у организации обособленных подразделений сведения предоставляются с учетом всех обособленных подразделений (филиалов).

Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Все показатели формы должны заполняться на основании данных первичной учетной документации, имеющейся в образовательной организации. При заполнении формы должна быть обеспечена полнота заполнения и достоверность содержащихся в ней статистических данных.

Данные в форме приводятся в тех единицах измерения, которые указаны в форме.

Несколько наименований в графе или строке разделяются точкой с запятой.

Краткое наименование страны указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст.

Наименования и коды направлений подготовки и специальностей приводятся в полном соответствии с перечнями специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденными приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061.

Мониторинг состоит из пяти разделов, представленных в виде таблиц.

При подготовке новой редакции методических рекомендаций проведена работа по актуализации и редактированию разделов, уточнению показателей табличных форм, устранению дублирования и двойственного толкования применяемых понятий.

Исключительно для заполнения форм мониторинга, под "*" представлены определения, основанные на сложившейся российской практике ведения образовательной деятельности, отчасти терминологического словаря Болонского процесса.