9.1. После подготовки формализованного описания всех критических точек и коррупционных схем рекомендуется провести оценку значимости каждого выявленного коррупционного риска с точки зрения вероятности его реализации и возможного ущерба в результате его реализации.
9.2. При оценке значимости коррупционных рисков могут использоваться различные методы. Одним из наиболее простых методов, рекомендуемых при первоначальной оценке коррупционных рисков, а также в случае невозможности или нецелесообразности использования более сложных и трудозатратных методов, является оценка значимости коррупционных рисков на основе коррупциогенных факторов. Данный метод основан на анализе наличия и степени выраженности обстоятельств, увеличивающих вероятность совершения коррупционных правонарушений.
9.3. К числу ключевых коррупциогенных факторов относятся:
а) возможность получения кем-либо из работников в результате реализации потенциальной коррупционной схемы значительной, по сравнению с его официальным доходом, материальной выгоды;
б) возможность получения тех или иных выгод (преимуществ) для организации при взаимодействии с государственными (муниципальными) органами или иными организациями;
в) простота потенциальной коррупционной схемы, в частности небольшое число работников организации и внешних контрагентов, участие которых необходимо для реализации коррупционной схемы;
г) распространенность потенциальной коррупционной схемы, т.е. наличие информации о неоднократном использовании коррупционной схемы в организациях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, в иных организациях;
д) отсутствие или неэффективность механизмов внутреннего контроля в критической точке;
е) недостаточная регламентация процессов в критической точке.
В зависимости от специфики анализируемого бизнес-процесса перечень коррупциогенных факторов может быть дополнен, например, таким фактором, как взаимодействие с государственным органом, служащие которого часто признавались виновными в совершении коррупционных правонарушений.
9.4. Степень выраженности каждого коррупциогенного фактора рекомендуется оценить с использованием количественных показателей в зависимости от наличия или отсутствия определенных признаков данного коррупциогенного фактора (например, "отсутствует или присутствует в незначительной степени" - 1 балл, "присутствует в определенной степени" - 2 балла, "присутствует в значительной степени" - 3 балла). При этом рекомендуется разработать четкие критерии оценки степени выраженности каждого коррупциогенного фактора с учетом специфики деятельности организации (например, степень выраженности риска растет пропорционально количеству аналогичных нарушений в прошлом или числу сотрудников организации, участие которых потребуется для реализации коррупционной схемы на практике).
Итоговая степень выраженности коррупциогенных факторов рассчитывается как сумма балльных оценок степени выраженности каждого коррупциогенного фактора.
9.5. При использовании упрощенной процедуры вероятность реализации коррупционного риска оценивается с использованием трехбалльной шкалы (например, "низкая", "средняя", "высокая") и определяется итоговой степенью выраженности коррупциогенных факторов.
При этом рекомендуется придерживаться следующих принципов:
- вероятность реализации коррупционного риска следует оценивать как низкую, если все коррупциогенные факторы отсутствуют или крайне незначительны (получили оценку 1 балл);
- вероятность реализации коррупционного риска следует признать высокой, если хотя бы два коррупциогенных фактора присутствуют в значительной степени (получили оценку 3 балла) или более половины коррупциогенных факторов присутствуют в определенной степени (получили оценку 2 балла).
9.6. При наличии необходимых ресурсов организацией могут применяться и иные, более сложные, методы оценки вероятности реализации коррупционных рисков, например метод экспертных оценок.
9.7. Наряду с вероятностью реализации коррупционного риска рекомендуется оценить возможный вред (ущерб) от реализации коррупционного риска в критической точке.
При этом приоритетное внимание рекомендуется уделить следующим видам вреда (ущерба):
- вред жизни и здоровью граждан;
- вред национальной безопасности;
- материальный ущерб организации, в том числе утрата или порча активов организации, необоснованное увеличение расходов на закупку товаров и услуг, расходы на подготовку к судебным разбирательствам и судебные издержки, штрафы за коррупционные правонарушения, упущенная выгода, затраты на восстановление надлежащего порядка реализации бизнес-процессов;
- репутационный ущерб организации, в том числе негативные публикации в средствах массовой информации, резонансные судебные разбирательства, многочисленные жалобы и претензии со стороны граждан и организаций.
9.8. Оценка возможного вреда (ущерба) от реализации коррупционного риска также может быть качественной (например, "незначительный", "средний", "значительный") и количественной (различные балльные шкалы).
При первоначальном внедрении оценки коррупционных рисков рекомендуется использовать простые (трехбалльные) шкалы оценки.
9.9. В случае если реализация коррупционного риска может повлечь вред жизни и здоровью граждан и (или) вред национальной безопасности, такой потенциальный вред следует оценивать как значительный (максимальная оценка по выбранной балльной шкале).
При оценке возможного материального или репутационного вреда организации следует, в первую очередь, анализировать, способно ли причинение такого вреда сделать невозможным выполнение целей и задач организации и привести к приостановке ее деятельности. В этом случае потенциальный вред следует оценивать как значительный (максимальная оценка по выбранной балльной шкале).
В случаях если реализация коррупционного риска не приводит к приостановке деятельности организации, рекомендуется оценить, возможно ли наступление таких негативных последствий, как возникновение существенных препятствий при реализации отдельных ключевых бизнес-процессов, потеря конкурентных преимуществ на длительный срок, причинение материального ущерба, составляющего значительную часть от оборота организации.
9.10. По результатам оценки вероятности реализации и возможного ущерба от реализации коррупционных рисков в целях рационального расходования ресурсов целесообразным может стать выделение отдельных критических точек, в отношении которых меры по минимизации коррупционных рисков должны быть реализованы в первую очередь. Для этого коррупционные риски необходимо проранжировать с точки зрения их значимости для организации, государства и общества.
9.11. Значимость коррупционных рисков определяется сочетанием рассчитанных ранее параметров: вероятности реализации коррупционного риска в критической точке (вероятность) и возможного вреда от его реализации (вред).
При этом значимость риска есть вероятность, умноженная на вред.
9.12. Ранжирование коррупционных рисков по значимости может проводиться с использованием как качественных, так и количественных показателей.
Одним из возможных способов такого ранжирования является использование матрицы оценки значимости рисков. При этом все риски по степени своей значимости разделяются на критические, существенные и незначительные. Базовый вариант такой матрицы представлен в Таблице 1.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей