Каналы получения информации о возможных коррупционных правонарушениях
В связи с тем, что зачастую все стороны коррупционных взаимодействий (например, и взяткополучатель, и взяткодатель) заинтересованы в их сокрытии, для их своевременного выявления и минимизации негативных последствий критически важным становится получение информации о признаках неправомерной деятельности из всех возможных источников. С этой точки зрения, рекомендуется уделять самое пристальное внимание сведениям о замеченных случаях коррупции, предоставляемым:
Кроме этого, полезным может также стать мониторинг подразделением (сотрудниками), ответственным за предупреждение коррупции, информации в СМИ и социальных сетях.
Обязанность работников сообщать о замеченных ими коррупционных правонарушениях российским законодательством не установлена. Работники отдельных категорий организаций обязаны уведомлять лишь о склонении лично их к коррупции. Вместе с тем представляется полезным закрепить в антикоррупционной политике организации и (или) антикоррупционных стандартах рекомендацию сообщать работодателю обо всех предполагаемых коррупционных правонарушениях.
Для обеспечения реальной возможности сообщать о коррупционных правонарушениях в организации должны быть созданы соответствующие доступные и конфиденциальные каналы обратной связи для работников и контрагентов: телефонная "горячая линия", электронная приемная на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", опубликованы контактные данные для направления сообщений в письменной форме. Информация о таких каналах должна на регулярной основе доводиться до работников и контрагентов организации, в том числе путем ее размещения на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии), желательно не далее одного "клика" с главной страницы сайта. Для крупных предприятий, имеющих многочисленные ДЗО, помимо создания каналов обратной связи в каждой отдельной ДЗО может быть целесообразным формирование общей "горячей линии" для всех компаний, входящих в контур управления такой организации.
Помимо создания самих каналов связи важно также закрепить в локальных нормативных актах организации порядок предоставления информации, ее рассмотрения и проверки, последующего принятия мер реагирования. В частности, такой порядок может включать:
- описание возможных способов сообщения о коррупционных правонарушениях для работников организации и для ее контрагентов;
- перечень структурных подразделений (работников), ответственных за прием и рассмотрение полученной информации, права и обязанности ответственных работников;
- порядок и сроки регистрации и обработки полученных сообщений, в том числе критерии принятия информации к дальнейшему рассмотрению;
- порядок обратной связи с заявителем;
- порядок проведения проверки информации, содержащейся в поступивших сообщениях;
- порядок направления информации в уполномоченные государственные органы в случае выявления признаков административного правонарушения или преступления;
- порядок ведения отчетности о работе "горячей линии".
Организации также рекомендуется предусмотреть меры по защите лиц, сообщающих о фактах коррупции, от возможных неблагоприятных последствий раскрытия ими информации. К таким мерам можно отнести:
- конфиденциальность персональных данных заявителя;
- возможность сообщать о коррупционных нарушениях анонимно;
- дополнительный контроль кадровых решений, принимаемых в отношении заявителя (в случае, если заявителем является работник организации); <10>
--------------------------------
<10> Применение к лицу, сообщившему о фактах коррупции, мер дисциплинарной ответственности должно быть обосновано и не вызывать сомнений в объективности, в том числе со стороны других работников (не выглядеть как "месть" за сообщение о коррупции). В этой связи решение о применении дисциплинарной ответственности к работнику, сообщившему о фактах коррупции, рекомендуется принимать коллегиально с соблюдением принципа открытости. Особый порядок применения взысканий в рассматриваемой ситуации в целях соблюдения прав работников целесообразно закрепить в акте организации.
- установление особого порядка рассмотрения жалоб заявителя (в случае, если заявителем является работник организации) на репрессивные действия, связанные с раскрытием им информации о коррупционных нарушениях.
В случае, если жалоба на репрессивные действия признана обоснованной, организация может предпринять следующие действия:
- отменить несправедливое кадровое решение;
- применить в отношении лиц, которые предприняли репрессивные действия, меры ответственности;
- перевести заявителя на иную должность и т.д.
Система сбора и обработки информации о возможных коррупционных правонарушениях требует обеспечения соответствующими кадровыми, финансовыми, материальными и иными ресурсами. Полезным представляется внедрение специализированного программного обеспечения для сбора, учета и обработки поступивших сообщений.
Также рекомендуется на регулярной основе повышать информированность работников о существующих возможностях предоставления информации и стимулировать их использование, например, придавая огласке истории успешного предотвращения или пресечения неправомерных действий в результате своевременного раскрытия информации работниками организации.
Кроме того, представляется целесообразным в антикоррупционной политике организации или ином локальном нормативном акте организации указать информацию о непривлечении к ответственности лицо, сообщившее о факте коррупции, если оно отказалось дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или иные коррупционные преступления, и данный отказ повлек экономический ущерб для организации
Также целесообразно отразить, что в случае, если лицо добросовестно без злого умысла сообщило о факте коррупции, но данный факт не подтвердился, то такое лицо не подлежит привлечению к ответственности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей