<Письмо> Минприроды России от 08.07.2019 N 12-44/15771 "О направлении позиции ведомства"
Минприроды России в рамках установленной компетенции рассмотрело письмо с просьбой направить позицию Министерства по вопросам, содержащимся в письме, обращении и письме, и сообщает.
В соответствии с пунктом 9 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) на объектах I категории должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), виды которых утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 N 428-р (далее - распоряжение N 428-р, Виды устройств).
В случае, если установки, эксплуатируемые на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, не включены в распоряжение N 428-р, оснащение данного оборудования автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ не требуется.
Согласно утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст классификатору "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" получение сжиженного газа относится к различным видам деятельности. При этом, исходя из обращения, определить в полной мере принадлежность описанных в нем установок к тому или иному виду деятельности не представляется возможным.
Согласно распоряжению N 428-р оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ подлежат, в том числе, печи дожига отходящих газов процессов переработки природного газа (пункт 2); технологические печи и печи дожига отходящих газов процессов переработки нефти (пункт 3), печи дожига (сжигания), абсорберы, скрубберы, иные установки на производствах органических химических веществ, неорганических химических веществ и химических продуктов (пункт 13).
3.1. Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля (далее - ПЭК) не установлен конкретный порядок включения в программу ПЭК программы создания системы автоматического контроля или сведений о ее наличии. Вместе с тем полагаем, что данная информация может быть включена в программу ПЭК в составе подразделов "Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха" и "Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов".
Согласно пункту 6 Правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 N 262 (далее - Правила N 262), программой создания системы автоматического контроля определяются стационарные источники и показатели выбросов и (или) сбросов, подлежащие автоматическому контролю, места и сроки установки автоматических средств измерения, а также средств фиксации, состав и форма передаваемой информации.
Программа повышения экологической эффективности (далее - ППЭЭ) включает в себя перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.
Принимая во внимание, что оснащение автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ осуществляется на основании программы создания системы автоматического контроля, являющейся составной частью программы ПЭК, полагаем целесообразным оформление хозяйствующим субъектом данной программы в составе программы ПЭК.
3.2. Согласно пункту 3 Правил N 262, на объекте I категории могут создаваться и эксплуатироваться как единая система автоматического контроля, так и несколько систем автоматического контроля отдельно по выбросам или по сбросам.
Полагаем возможным создание нескольких систем автоматического контроля отдельно по выбросам или по сбросам в случае существенной разницы технологических процессов или иных факторов, затрудняющих создание на предприятии единой системы автоматического контроля.
При этом необходимо отметить, что проект программы создания системы автоматического контроля будет рассматриваться соответствующим территориальным органом Росприроднадзора в ходе рассмотрения заявки на получение комплексного экологического разрешения.
3.3. По мнению Минприроды России, для объектов I категории, не связанных с очистными сооружениями централизованных бытовых, общесплавных и (или) ливневых систем водоотведения поселений, городских округов необходимо в рамках системы автоматического контроля обеспечивать измерение показателей, указанных в пункте 12 Правил N 262.
В пункте 4 Требований к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - Требования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 N 263, приведены общие требования к автоматическим средствам измерения показателей сбросов загрязняющих веществ.
3.4. Согласно подпункту "в" пункта 9 Правил N 262 стационарные источники сбросов включаются в программу создания системы автоматического контроля, в частности, при наличии средств и методов измерений концентраций загрязняющих веществ в условиях эксплуатации стационарного источника сбросов.
При этом программа создания системы автоматического контроля является составной частью программы ПЭК. Проект программы создания системы автоматического контроля будет рассматриваться соответствующим территориальным органом Росприроднадзора в ходе рассмотрения заявки на получение комплексного экологического разрешения.
3.5. Приказ Минприроды России от 17.12.2018 N 666 "Об установлении правил разработки программы повышения экологической эффективности" в настоящее время проходит процедуру государственной регистрации в Минюсте России.
Полагаем, что учет сроков реализации мероприятий ППЭЭ при подготовке программы создания системы автоматического контроля должен осуществляться индивидуально с учетом особенностей ППЭЭ определенного объекта. Как указано выше, проект программы создания системы автоматического контроля будет рассматриваться соответствующим территориальным органом Росприроднадзора в ходе рассмотрения заявки на получение комплексного экологического разрешения.
В отношении случаев актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям полагаем целесообразным вернуться к рассмотрению данного вопроса после формирования соответствующей правоприменительной практики.
Форма и состав передаваемой информации определяется в программе создания системы автоматического контроля в соответствии с Правилами N 262, Требованиями и Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
В рамках реализации Требований Росприроднадзором разработан проект приказа об утверждении формата передачи по информационно-телекоммуникационным сетям данных о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, измеряемых и учитываемых автоматическими средствами измерения. В настоящее время данный приказ проходит процедуры согласования.
3.6. В отношении порядка приемки системы автоматического контроля в эксплуатацию полагаем, что в данном случае, помимо положений пунктов 26 и 27 Правил N 262, действует общий порядок приемки в эксплуатацию сооружений, устройств на промышленных предприятиях. В частности, приказом Минстроя России от 15.09.2017 N 1223/пр утвержден Свод правил "Сооружения промышленных предприятий. Правила эксплуатации. СП 343.1325800.2017", в котором содержатся требования, в том числе к приемке сооружений.
государственной политики
и регулирования в сфере
охраны окружающей среды
и экологической безопасности
И.В.ИВАЧЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей