Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Рассмотрение обращений граждан

21. Обращение гражданина, поступившее в Министерство и (или) его территориальные органы в соответствии с их компетенцией, является обязательным для рассмотрения.

22. Должностные лица структурного подразделения Министерства, ответственного за работу по рассмотрению обращений граждан, после получения обращения с указанием по исполнению Министра науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министра) или уполномоченного должностного лица Министерства в тот же день или на следующий рабочий день направляют его первому заместителю Министра, статс-секретарю - заместителю Министра, заместителям Министра или в структурное подразделение Министерства в соответствии с компетенцией, установленной положением о структурном подразделении и (или) правовыми актами Министерства, или в территориальный орган Министерства согласно указанию по исполнению.

23. В случае если в указании по исполнению о рассмотрении обращения обозначено несколько исполнителей Министерства, ответственным исполнителем является структурное подразделение Министерства или его должностное лицо, указанное в поручении первым (далее соответственно - структурное подразделение, должностное лицо, ответственный исполнитель). Подлинник обращения направляется ответственному исполнителю, а структурным подразделениям Министерства или их должностным лицам - соисполнителям обращение направляется посредством автоматизированной системы электронного документооборота.

Соисполнители представляют свои предложения ответственному исполнителю в срок не более половины времени, отведенного на исполнение.

В проекте ответа гражданину обобщается информация, полученная от всех структурных подразделений - соисполнителей по конкретному обращению, после чего он передается на подпись руководителю структурного подразделения - ответственного исполнителя или иному уполномоченному должностному лицу.

Ответ гражданину оформляется письмом.

Перед подписанием письма, содержащего ответ на обращение гражданина, в случае отсутствия письменных предложений структурного подразделения - соисполнителя, проект ответа визируется соответствующим структурным подразделением - соисполнителем рассмотрения обращения без замечаний по существу ответа.

Ответственный исполнитель и должностное лицо, подписавшее ответ, несут персональную ответственность за своевременность, полноту, содержание ответа, достоверность ссылки на нормативные правовые акты.

Ответы на обращения граждан о несогласии с ранее направленными ответами, подписанными руководителями структурных подразделений Министерства, готовятся за подписью руководства Министерства.

Перед передачей писем на отправку ответственные за делопроизводство в структурных подразделениях Министерства проверяют наличие подписей, виз, приложений к ответу, правильность написания индекса почтового отделения, адреса, фамилии и инициалов гражданина.

24. Ответственный исполнитель, получивший обращение с указанием (резолюцией) по исполнению, в день получения или на следующий рабочий день принимает организационное решение о порядке дальнейшего исполнения обращения. В указании по исполнению указывается срок подготовки проекта ответа заявителю. Ответственный исполнитель имеет право самостоятельно запросить информацию в структурных подразделениях Министерства, в компетенцию которых входят рассматриваемые вопросы.

25. Руководитель структурного подразделения Министерства, получившего поручение о рассмотрении обращения, в случае отсутствия вопросов в обращении, относящихся к компетенции структурного подразделения, в течение трех дней, а по срочным и оперативным - незамедлительно, направляет служебную записку в отдел обращений граждан и организаций Административного департамента Министерства (далее соответственно - отдел обращений) и в структурное подразделение Министерства, в полномочия которого входят вопросы, поставленные в обращении. В служебной записке необходимо указывать причины возврата, наименование структурного подразделения Министерства, которому необходимо направить обращение для рассмотрения.

В случае нарушения установленного порядка внесения изменений в резолюцию, передача такого обращения по принадлежности не производится, а структурное подразделение - ответственный исполнитель готовит ответ гражданину на основании информации, предварительно запрошенной из структурного подразделения Министерства, в полномочия которого входит решение вопросов, содержащихся в обращении.

При наличии подлинника обращения он возвращается вместе со служебной запиской в отдел обращений для дальнейшего направления на рассмотрение.

Структурное подразделение, получившее на рассмотрение обращение и служебную записку о внесении изменений в резолюцию, в течение двух дней принимает решение по работе с обращением.

Изменение ответственного исполнителя и соисполнителей фиксируется в регистрационной карточке документа в автоматизированной системе электронного документооборота отделом обращений.

При разногласиях между руководителями структурных подразделений Министерства о принадлежности обращения окончательное решение по этому вопросу принимается руководством Министерства в соответствии с распределением обязанностей (полномочий) между заместителями Министра науки и высшего образования Российской Федерации.

26. Не допускается делать письменные пометки на подлиннике обращения. Допускаются подчеркивание и выделение цветом отдельных участков текста, имеющих принципиальное значение и требующих особого внимания в ходе непосредственного рассмотрения обращения исполнителем.

27. Обращения, поступившие в Министерство по вопросам, относящимся к компетенции его территориальных органов, направляются уполномоченными должностными лицами в соответствующие территориальные органы Министерства для рассмотрения и ответа заявителю с указанием срока исполнения.

Ответ заявителю подписывается руководителем территориального органа Министерства или его заместителем в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ.

В целях обеспечения контроля за соблюдением сроков рассмотрения обращений граждан уполномоченные должностные лица Министерства запрашивают в территориальных органах Министерства копии ответов на них.

Обращения, поступившие в территориальные органы Министерства по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, направляются в Министерство для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения в территориальном органе Министерства.

28. Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Министерства в день регистрации или на следующий рабочий день принимает организационное решение о порядке рассмотрения обращений граждан. В указании по исполнению руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Министерства указывается срок подготовки проекта ответа гражданину.

29. В территориальных органах Министерства, в случае если в указании по исполнению обозначено несколько должностных лиц - исполнителей, подлинник обращения направляется ответственному исполнителю (указанному в поручении первым), копии направляются соисполнителям. Соисполнители представляют свои предложения ответственному исполнителю в срок не более половины времени, отведенного на исполнение.

30. При рассмотрении обращения принимаются следующие решения:

о принятии обращения к рассмотрению;

о передаче обращения в другой государственный орган по принадлежности;

о возвращении обращения заявителю в соответствии с пунктом 34 настоящей Инструкции.

31. Письменные обращения граждан по вопросам, не относящимся к компетенции Министерства, его территориальных органов, в течение семи дней со дня их регистрации направляются в соответствующие органы или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с одновременным уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения.

32. Если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копии обращения в течение семи дней направляются в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам, о чем уведомляется гражданин, направивший обращение.

33. Не допускается рассмотрение жалобы гражданина должностным лицом или организацией, решение или действия (бездействие) которых обжалуются.

34. Если в соответствии с запретом, предусмотренным пунктом 33 настоящей Инструкции, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается соответствующими должностными лицами гражданину с разъяснением его права обжаловать данное решение или действие (бездействие) в суде.

35. В случае поступления обращения, содержащего предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности обращения, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований пункта 4 настоящей Инструкции на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

36. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации подлежит возврату гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

37. При поступлении в установленном порядке запроса из государственного органа, органа местного самоуправления или от должностного лица, рассматривающего обращение, структурное подразделение Министерства, территориальный орган Министерства обязан в течение 15 дней, если в документе уполномоченными лицами не установлен иной срок исполнения, предоставить в указанную организацию или должностному лицу документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну и для которых установлен особый порядок предоставления.

38. Регистрация ответов на обращения граждан и организаций осуществляется в структурных подразделениях Министерства. Визовый экземпляр ответа автору (авторам) обращения вместе с обращением хранятся в структурном подразделении, подготовившем ответ.

39. Для снятия письма с контроля информация об исполнении поручения о рассмотрении обращения гражданина или организации представляется структурным подразделением - ответственным исполнителем в отдел обращений по автоматизированной системе электронного документооборота в день регистрации ответа.

40. Отправка ответов на обращения граждан и организаций осуществляется после снятия с контроля отделом документационного обеспечения Административного департамента Министерства в соответствии с установленным порядком.

41. Обращения считаются рассмотренными, если разрешены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры по устранению указанных недостатков и в установленные сроки заявителю дан ответ.

42. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившему в Министерство в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившему в Министерство, должностными лицами, ответственными за ведение документооборота в Министерстве и (или) его территориальных органах. Кроме того, на поступившее в Министерство обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае поступления письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, в котором обжалуется судебное решение, не возвращается.

Ответы на письменные обращения граждан оформляются в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ Р 7.0.97-2016. "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. N 2004-ст, и должны содержать, в том числе, дату документа; регистрационный номер документа; сведения об адресате (фамилия и инициалы получателя, почтовый адрес); текст документа (ответы на поставленные вопросы); подпись (полное наименование должности лица, подписавшего документ, если документ оформлен на общем продольном бланке Министерства; при оформлении документа на бланке должностного лица должность этого лица в подписи не указывают; личная подпись; расшифровка подписи (инициалы, фамилия); отметку об исполнителе (инициалы и фамилия исполнителя документа и номер его телефона).

Текст ответа составляется в официальном стиле без употребления служебных аббревиатур. При необходимости в ответе приводится ссылка на законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Ответы на письменные обращения граждан подписывает Министр, первый заместитель Министра, статс-секретарь - заместитель Министра и заместители Министра в соответствии с приказом Министерства о распределении обязанностей (полномочий) между заместителями Министра науки и высшего образования Российской Федерации, а также руководитель структурного подразделения Министерства или заместитель руководителя структурного подразделения Министерства, ответственного за рассмотрение и подготовку ответа заявителю.

43. На коллективное обращение ответ дается на имя гражданина, чья фамилия в регистрационной карточке указана первой в соответствии с пунктом 19 настоящей Инструкции.

44. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

45. При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, Министерство вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

46. В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

47. В случае если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

48. Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

49. В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, Министр, первый заместитель Министра, статс-секретарь - заместитель Министра, заместители Министра вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что данное решение структурное подразделение Министерства - ответственный исполнитель оформляет в виде заключения (справки, служебной записки) и готовит проект письма в адрес гражданина, направившего обращение, в котором обосновывается причина прекращения переписки, за подписью первого заместителя Министра, статс-секретаря - заместителя Министра, заместителей Министра, курирующего данное структурное подразделение.

50. Если гражданин устранил причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан ранее, вновь направленное обращение гражданина рассматривается Министерством в порядке, установленном настоящей Инструкцией.