Определение Верховного Суда РФ от 08.02.2000 N КАС00-36 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 29.12.1999 N ГКПИ99-1017, которым было отказано в удовлетворении жалобы о признании незаконным пункта 1.1 Указания Минсоцзащиты РФ от 22.05.1995 N 1-5-У "О порядке применения Федерального закона "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 февраля 2000 г. N КАС 00-36

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Лаврентьевой М.Н.,

Манохиной Г.В.,

с участием прокурора Федотовой А.В.

рассмотрела в судебном заседании от 8 февраля 2000 г. дело по жалобе Герасимова В.А. на п. 1.1 указания Министерства социальной защиты населения РФ от 22 мая 1995 года N 1-5-У "О порядке применения Федерального закона "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" по кассационной жалобе Герасимова В.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 1999 г., которым жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 1.1 Указания Минсоцзащиты РФ от 22.05.1995 N 1-5-У отсутствует, имеется в виду пункт 1 раздела I.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя Министерства труда и социального развития РФ Васильевой Т.Ю., возражавшей против удовлетворения жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

22 мая 1995 г. за N 1-5-У Министерством социальной защиты населения Российской Федерации издано Указание "О порядке применения Федерального закона "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Герасимов В.А. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой на пункт 1.1 данного Указания, предусматривающего, что к участникам Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие Федерального закона от 7 мая 1995 г., относятся лица, указанные в подпунктах "а" - "ж" пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", проходившие военную службу или выполнявшие иные государственные задачи в период войн, боевых действий и при обороне городов, предусмотренных в разделах I и II Приложения к Федеральному закону "О ветеранах".

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что согласно изменениям, внесенным в ст. 5 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", право на получение двух пенсий наряду с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы (ст. 41 Закона), было предоставлено и участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий); им могут устанавливаться пенсии по старости (или за выслугу лет) и пенсия по инвалидности.

Герасимов В.А. полагал, что оспариваемым п. 1.1 Указания необоснованно не распространено действие Федерального закона от 7 мая 1995 года на лиц, указанных в пп. "з" пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" (бывших военнослужащих, участников ВОВ).

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Герасимов В.А. ставит вопрос об отмене судебного решения, полагая ошибочными выводы суда о необоснованности жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене решения Верховного Суда РФ.

Отказывая в удовлетворении жалобы, суд первой инстанции правильно сослался на соответствие оспоренного положения нормативного акта требованиям федерального закона.

Действительно, в связи с принятием Федерального закона от 7 мая 1995 г. была изменена редакция ст. 5 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в частности, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставлено право на получение двух пенсий.

Однако, как правильно отмечено в решении Верховного Суда РФ, приведенная норма пенсионного законодательства не может трактоваться в отрыве от других норм закона, в том числе Федерального закона "О ветеранах", в которых предусмотрены различные меры социальной защиты участников войны в зависимости от того, относятся ли лица к участникам ВОВ, указанным в подпунктах с "а" до "ж" п. 1 части 2 статьи 2 Закона РФ "О ветеранах" включительно, или к участникам ВОВ, указанным в пп. "з" п. 1 части 2 ст. 2 этого Закона.

Так, для участников ВОВ, перечисленных в подпунктах "а" - "ж" п. 1 части 2 ст. 2 Закона РФ "О ветеранах", меры социальной защиты установлены ст. 15 этого Закона и в большем объеме, нежели меры социальной защиты, установленные ст. 17 Закона "О ветеранах" для военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. в воинских частях, учреждениях, военно - учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, и награжденных медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." или медалью "За победу над Японией" (т.е. для участников ВОВ, указанных в подпункте "з" п. 1 части 2 ст. 2 Закона РФ "О ветеранах").

При таких обстоятельствах Кассационная коллегия не может согласиться с доводом в кассационной жалобе о том, что лишь оспоренным положением Указания произведены различия между объемом прав (льгот), в том числе и пенсионных, которыми вправе пользоваться участники ВОВ, перечисленные в подпунктах "а" - "ж", и объемом этих прав (льгот), предусмотренных для участников ВОВ, указанных в пп. "з" п. 1 части 2 ст. 2 Закона РФ "О ветеранах".

В кассационной жалобе заявитель также ссылается на несоответствие судебного решения требованиям абзаца 4 ст. 11 Закона РФ "О ветеранах", согласно которому законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, ограничивающие права и льготы ветеранов, предусмотренные настоящим Федеральным законом, являются недействительными.

Однако право участников ВОВ на получение двух видов пенсии предусмотрено не Законом РФ "О ветеранах", а пенсионным законодательством, которое (как обоснованно указано в судебном решении) также предусматривает различные меры социальной защиты в зависимости от того, относится ли лицо к участникам ВОВ, указанным в подпунктах "а" - "ж" либо указанным в пп. "з" п. 1 части 2 ст. 2 Закона РФ "О ветеранах".

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 1999 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Герасимова В.А. - без удовлетворения.