VIII. Повышение эффективности осуществления контроля в сфере государственного оборонного заказа
Для эффективной реализации ФАС России функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) необходимо принятие комплекса мер по совершенствованию законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Работа ФАС России в рамках реализации данного направления должна обеспечить достижение следующих целей:
8.1. Формирование стимулов к экономии издержек исполнителями ГОЗ и предпосылок для внедрения эффективных технологий производства.
8.2. Создание эффективных механизмов принуждения к добросовестному размещению ГОЗ и исполнению контрактов.
8.3. Устранение искусственных и избыточных ограничений развития конкуренции в сфере ГОЗ.
8.4. Повышение эффективности использования бюджетных средств, создание стимулов для их экономии.
8.5. Реализация комплекса мер по ограничению необоснованного роста цен в сфере государственного оборонного заказа:
8.5.1. Дальнейшее совершенствование системы государственного регулирования ценообразования в сфере ГОЗ и повышения осведомленности о новых принципах ее функционирования среди участников размещения ГОЗ.
8.5.2. Повышение эффективности и прозрачности закупочной деятельности государственных корпораций и интегрированных структур:
- принятие порядка и критериев отбора хозяйствующих субъектов для участия в закрытых конкурентных процедурах;
- оценка эффективности закупочной деятельности исполнителей ГОЗ (внешний аудит, сквозное сопровождение головного контракта; выявление фактов нецелевого использования средств).
8.5.3. Развитие возможностей проведения закрытых конкурентных процедур в электронной форме.
8.5.4. Обеспечение контроля внедрения на ключевых предприятиях оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) правил (комплаенс) контроля соблюдения антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации.
8.6. Совершенствование системы контроля.
8.6.1. Создание эффективной системы контроля законодательства о государственном оборонном заказе, направленной на возмещение нанесенного ущерба, профилактику и предупреждение нарушений:
- обеспечить разработку и применение на практике мер по предотвращению и пресечению действий государственных заказчиков, влекущих за собой необоснованное завышение цены на продукцию по ГОЗ;
- обеспечить принятие изменений в законодательство, направленных на усиление ответственности за неисполнение/ненадлежащее исполнение государственных контрактов, контрактов по ГОЗ;
- обеспечить принятие нормативных правовых актов, предусматривающих установление ответственности исполнителей за нарушение порядка оплаты продукции по ГОЗ.
8.6.2. Повышение эффективности контроля заказчиком исполнения контрактов и реализации государственных и федеральных программ:
- стимулирование подачи заказчиком судебных исков о взыскании ущерба в случае неисполнения условий контрактов;
- внедрение внешнего аудита крупных проектов в сфере ГОЗ.
8.6.3. Повышение эффективности и результативности деятельности контрольных органов за счет внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности:
- обеспечить внедрение риск-ориентированного подхода для плановых проверок ФАС России в сфере ГОЗ;
- обеспечить внедрение "динамической модели" при осуществлении проверок ФАС России в сфере ГОЗ (предусматривающей повышение категории риска - при нарушении обязательных требований с учетом грубости нарушения и понижение категории риска - при индивидуальном поведении, не связанном с нарушениями обязательных требований);
- издать нормативные акты, регламентирующие порядок применения риск-ориентированного подхода в рамках контрольной (надзорной) деятельности в сфере государственного оборонного заказа в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2018 N 93.
8.7. Демонополизация рынков в сфере ГОЗ.
8.7.1. Осуществление ревизии единственных поставщиков и лишение их исключительного статуса в случае наличия конкуренции на рынках:
- выработать порядок утверждения решений о наделении организаций статусом единственного поставщика;
- обеспечить выявление непроизводительных посредников, исключение из цепочки которых позволит снизить государственные расходы;
- обеспечить выявление случаев злоупотребления единственными поставщиками своим исключительным положением на рынке и устранение негативных антиконкурентных последствий;
- подготовить предложения по устранению единственных поставщиков, либо внедрению проконкурентных правил их функционирования (в случае если существование единственного поставщика обосновано).
8.7.2. Ликвидация административных барьеров:
- обеспечить пресечение действий органов государственной власти, ограничивающих вход субъектов на рынок. Например, необоснованный отказ от выдачи лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, отказ в предоставлении конструкторской или иной документации и т.п.;
- обеспечить совершенствование правил регулирования доступа материалов и комплектующих на товарные рынки (сертификация, заключения, аттестация и т.п.).
8.7.3. Повышение обоснованности в выборе способов размещения заказов: пресечение необоснованного отнесения конкурсных процедур к закрытым, а также ограничения числа участников таких процедур.
8.7.4. Обеспечение недискриминационного доступа предприятий ОПК к результатам интеллектуальной деятельности (далее - РИД), находящимся в собственности государства:
- пресечение незаконной передачи принадлежащих государству РИД хозяйствующим субъектам;
- обеспечение защиты прав собственности государства на РИД через условия контрактов и судебную защиту;
- совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего обращение РИД в сфере ГОЗ.
8.8. Повышение эффективности деятельности предприятий ОПК:
- подготовка и направление предложений по обеспечению внедрения системы показателей эффективности исполнения ГОЗ, стимулирующих снижение издержек и повышение производительности труда, а также по обеспечению увеличения объемов выпуска гражданской продукции в оборонно-промышленном комплексе;
- совершенствование законодательства о закупочной деятельности в части расширения возможности выстраивания долгосрочных отношений с поставщиками технологически сложной продукции и развития кооперации.
8.9. Создание стимулов для своевременного выполнения работ надлежащего качества по капитальному строительству в рамках исполнения ГОЗ.
8.10. Повышение эффективности бюджетирования государственного оборонного заказа при выведении из ГОЗ расходов, не связанных с производством вооружения и военной техники.
8.11. Разработка законодательных инициатив в сфере управления и высвобождения государственного имущества при исполнении ГОЗ, обеспечивающих максимально эффективное использование ресурсов государства.
Председатель Президиума ФАС России,
руководитель ФАС России
И.Ю.АРТЕМЬЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей