VII. Создание условий для эффективной конкуренции при осуществлении закупок для государственных (муниципальных), корпоративных нужд и реализации на торгах государственного и муниципального имущества

VII. Создание условий для эффективной конкуренции

при осуществлении закупок для государственных

(муниципальных), корпоративных нужд и реализации

на торгах государственного и муниципального имущества

Реализация норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок оказала положительное влияние на развитие конкуренции, обеспечила открытость и публичность процедур закупок и привлечение широкого круга лиц для участия в них, открыла возможность для беспрепятственного участия в закупках, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, и, как следствие, имеет своим результатом эффективное расходование бюджетных средств.

Основными целями регулирования закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц являются обеспечение единства экономического пространства, обеспечение гласности и прозрачности закупок, расширение возможностей поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для участия в закупках, развитие конкуренции. К специальным задачам отнесены поддержка малого и среднего предпринимательства, импортозамещение и поддержка отечественных производителей. Заинтересованность отдельных видов юридических лиц в снижении издержек должна стимулировать компании на развитие конкуренции и привлечение максимального количества поставщиков.

Вместе с тем существует необходимость дальнейшего развития и совершенствования процедур закупок, устранения существующих барьеров с целью привлечения в данную сферу еще большего количества хозяйствующих субъектов, оптимизации временных и материальных затрат на участие в закупках, расширения возможностей применения электронных форм закупок.

7.1. Развитие и совершенствование механизмов закупок:

- урегулировать порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью недопущения издания соответствующего нормативного правового акта на высококонкурентных рынках, а также определения организаций-посредников в качестве таковых;

- расширить практику разработки и утверждения типовых государственных (муниципальных) контрактов;

- стимулировать вовлеченность предприятий малого и среднего бизнеса в государственные (муниципальные) и корпоративные закупки;

- обеспечить совершенствование конкурсных процедур при проведении государственных закупок в целях объективизации нестоимостных критериев оценки, а также недопущения установления требований к участнику закупки о наличии у него материальных ресурсов на этапе подачи заявки;

- урегулировать порядок одностороннего расторжения государственных и муниципальных контрактов;

- унифицировать порядок проведения закупок у единственного поставщика, а также конкурентных закупок, проводимых не для субъектов малого предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ);

- установить единые требования к порядку проведения корпоративных закупок не для субъектов малого предпринимательства на электронных площадках;

- обеспечить определение в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) исчерпывающего перечня оснований для определения единственного исполнителя актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации: защита жизни и здоровья граждан; обеспечение безопасности государства.

7.2. Обеспечение конкурентности и прозрачности закупок компаний с государственным участием, проводимых в соответствии с Законом N 223-ФЗ путем:

- установления закрытого перечня способов закупок и исчерпывающего перечня случаев закупок у единственного поставщика;

- установления закрытого перечня способов закупок и регламентации выбора способа закупок;

- разработки порядка установления заказчиками в закупочной документации критериев оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в закупках;

- определения порядка проведения операторами электронных площадок закупок в электронной форме не для субъектов малого предпринимательства;

- установления конкретных требований к составу заявки в зависимости от способа закупки.

7.3. Совершенствование механизма поддержки субъектов малого предпринимательства (далее - СМП) при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд и закупок компаний с государственным участием путем:

- использования Единого реестра СМП, ведение которого осуществляется ФНС России, для подтверждения отнесения участника к СМП, по аналогии с действующим механизмом применения Единого реестра при осуществлении закупок по Закону N 223-ФЗ, в том числе рассмотрение вопроса об интеграции Единого реестра и единой информационной системы в сфере закупок для оптимизации процесса;

- установления закрытого перечня документов и сведений, которые заказчики вправе требовать от участника заявки, являющегося СМП, а также требования к таким документам при проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ;

- унификации требований к банковским гарантиям, предоставляемым СМП в качестве обеспечения договора по Закону N 223-ФЗ;

- снижения финансовой нагрузки на субъекты малого предпринимательства - участников закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ путем установления размера обеспечения контракта в зависимости от цены заключаемого контракта и возможности предоставления вместо обеспечения исполнения контракта информации, подтверждающей наличие успешного опыта исполнения аналогичных контрактов без применения штрафных санкций.

7.4. Обеспечение прозрачных и недискриминационных условий участия в торгах путем:

- внесения изменений в Закон о защите конкуренции в части установления единой универсальной процедуры проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в электронной форме;

- обеспечения правового регулирования проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов в электронной форме на электронных площадках, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

- урегулирования особенностей процедуры проведения обязательных торгов в соответствии с законодательством Российской Федерации в отраслевом законодательстве;

- системного развития организованных торгов на товарных рынках, включающее в себя, в том числе механизмы формирования ключевых товарных позиций, установления рыночных цен на соответствующие группы товаров, стимулирования и привлечения хозяйствующих субъектов к участию в биржевых торгах, использования потенциала малых и средних предприятий для развития организованных торгов;

- изменения порядка проведения торгов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, предусматривающего предварительный отбор (предквалификацию) участников торгов, совершенствование критериев отбора победителя, применение механизмов, позволяющих в результате проведения таких торгов снизить величину конечной цены договора управления многоквартирным домом;

- обеспечения перехода на единую универсальную процедуру проведения торгов в природоресурсном блоке (недра, охота, лес, рыболовство, аквакультура, водопользование), в том числе установить порядок организации и проведения торгов в электронной форме на едином перечне электронных площадок;

- закрепления на законодательном уровне обязанность размещения информации о реализации государственного имущества и ресурсов всех видов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу www.torgi.gov.ru;

- создания условий для динамичного развития ключевых секторов экономики Российской Федерации.

7.5. Обеспечение внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части:

- включения положений, предусматривающих административную ответственность юридических лиц, осуществляющих закупочную деятельность в соответствии с Законом N 223-ФЗ, их должностных лиц за нарушения, связанные с ограничением конкуренции при формировании документации о закупках, неправомерным отклонением заявок участников закупок;

- расширения перечня должностных лиц ФАС России, уполномоченных на рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере законодательства о контрактной системе закупок, включив в его состав начальников отделов территориальных органов ФАС России, их заместителей;

- исключения из принципа презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса) для соответствующей категории правонарушений (неразмещение, несвоевременное размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов) в целях оптимизации и возможной автоматизации применения административной ответственности;

- упрощения процедуры применения административной ответственности за нарушения, установленные комиссиями контролирующего органа в ходе рассмотрения жалоб на действия государственных и муниципальных заказчиков (упразднение очного составления протокола об административном правонарушении как отдельной стадии производства по делу об административном правонарушении).