VI. Реформирование правового регулирования деятельности естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифного регулирования
VI. Реформирование правового регулирования деятельности
естественных монополий, формирование эффективных механизмов
тарифного регулирования
Современное законодательство о естественных монополиях сдерживает переход естественных монополий в состояние конкурентных рынков, формально определяя широкий перечень сфер деятельности естественных монополий, не учитывая реального состояния развития конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Базовый Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", устанавливая, что государственное регулирование цен (тарифов) является главным методом регулирования естественных монополий, не определяет ни принципов, ни правил тарифного регулирования.
При этом указанный закон позволяет относить к субъектам естественных монополий организации, осуществляющие деятельность в условиях конкуренции. Это приводит к необоснованному расширению сферы государственного регулирования цен (тарифов) на конкурентные рынки.
Необходимо создать эффективную нормативную основу регулирования отношений в сфере естественных монополий, устраняющую пробелы в действующем законодательстве Российской Федерации и обеспечивающую необходимый уровень правового регулирования.
Необходима законодательная реформа, целью которой будет реформирование понятия "естественная монополия", формирование системы законодательного регулирования деятельности естественных монополий, обеспечивающей надежное и эффективное обеспечение пользователей (в том числе конечных потребителей) товарами и услугами, повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, а также создание условий для развития конкуренции, повышение качества государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
Существующая система государственного тарифного регулирования монополий, основанная на отраслевом подходе и определении правил установления тарифов на подзаконном уровне, приводит к существенной тарифной дискриминации (тарифы в сопоставимых условиях различаются в десятки раз) и неопределенности правового регулирования.
Для обеспечения законодательной реформы правового регулирования деятельности естественных монополий и формирование эффективных механизмов тарифообразования необходимы следующие мероприятия.
6.1. Обеспечить реформирование правового регулирования естественных монополий.
6.1.1. Ввести в антимонопольное законодательство новые понятия "естественная монополия", основанное на связи с использованием сетевых активов, "сетевой актив" и "субъект естественной монополии".
6.1.2. Сократить сферы деятельности естественных монополий только сферами деятельности хозяйствующих субъектов, обладающих "сетевыми активами":
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- предоставление инфраструктуры железнодорожного транспорта для осуществления железнодорожных перевозок;
- услуги общедоступной электросвязи;
- услуги по передаче электрической энергии;
- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
- услуги по передаче тепловой энергии;
- водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
6.1.3. Создать правовые механизмы обеспечения перехода отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на основе анализа состояния конкуренции.
6.1.4. Прекратить государственное тарифное регулирование в конкурентных сферах деятельности на основе анализа последствий прекращения указанного регулирования в отношении отдельных субъектов естественных монополий.
6.1.5. Предусмотреть полномочия Правительства Российской Федерации по установлению в отношении хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественной монополии, правил недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к услугам в транспортных терминалах, портах и аэропортах, общедоступной почтовой связи, электросвязи, услугам по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, по захоронению радиоактивных отходов, по ледокольной проводке судов, ледовой лоцманской проводке судов в акватории Северного морского пути, а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами непосредственно для оказания указанных услуг.
6.1.6. Определить перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке, а также иной необходимой для доступа на товарный рынок и (или) обращения товаров на товарном рынке существенной информации, и установить порядок раскрытия такой информации.
6.1.7. Обеспечить принятие мер, направленных на ведение естественными монополиями раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности по субъектам Российской Федерации.
6.1.8. Повысить инвестиционную привлекательность отдельных сфер естественных монополий за счет введения ясных и понятных правил государственного регулирования отношений в соответствующих отраслях.
6.1.9. Обеспечить правовое регулирование утверждения тарифов на обслуживание пассажиров в морском порту органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также утверждения цен (тарифов, сборов) на услуги по погрузке, выгрузке, хранению грузов в морских портах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), а также в портах Холмск и Корсаков, а также утверждения цен (тарифов, сборов) на услуги по обслуживанию судов на железнодорожно-паромной переправе Ванино-Холмск, в отношении субъекта регулирования, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.
6.1.10. Ввести административную ответственность за нарушение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
6.2. Обеспечить реформирование государственного регулирования цен (тарифов):
6.2.1. Обеспечить принятие федерального закона о государственном регулировании цен (тарифов), направленного на достижение следующих целей:
- установление права, обязанности и ответственности каждого участника регулируемой деятельности, в том числе потребителем товаров (работ, услуг), в правовых отношениях, возникающих по вопросам регулируемой деятельности;
- установление полномочий регулирующих органов в сфере государственного регулирования цен (тарифов);
- определение целей и принципов государственного регулирования цен (тарифов);
- определение сфер, подлежащих государственному регулированию в наиболее эффективных направлениях с точки зрения долгосрочных интересов потребителей;
- установление порядка раскрытия информации и функционирования информационной системы "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования";
- определение порядка установления (определения) цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию;
- определение процедуры рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов, ставок, плат, надбавок);
- определение правил применения регулируемых цен (тарифов).
6.2.2. Стимулирование снижения цен на услуги субъектов естественных монополий, повышение качества таких услуг и их доступности путем:
- регулирования уровня тарифов по принципу "инфляция минус", что позволяет сдерживать инфляционные процессы и сокращать нагрузку на потребителей услуг естественных монополий;
- в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, а также в иных регулируемых сферах, в которых используются "сетевые активы", осуществления ценообразования па услуги гарантирующих поставщиков с использованием метода эталонных затрат;
- внедрения принципа "эталон в сетях" при расчете тарифов на передачу электроэнергии;
- внедрения долгосрочного метода регулирования инфраструктурных компаний посредством заключения регуляторного соглашения;
- исключения права регулирующего органа субъекта Российской Федерации превышать установленные предельные максимальный и (или) минимальный уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии без согласования с ФАС России;
- исключения тарифной дискриминации;
- внедрения принципа "давления на издержки" путем развития конкурентных закупок и конкуренции проектов (технологий) при утверждении инвестиционных программ субъектов естественных монополий;
- внедрения системы корпоративных мер по предупреждению возникновения антимонопольных рисков и нарушений антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс);
- создания правовых механизмов получения потребителями услуг сетевых организаций в многофункциональных центрах;
- совершенствования критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей