Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 18.09.2019 N 7-КЭ "О праве судьи, пребывающего в отставке, получать доход от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной им самим при ведении личного подсобного хозяйства, о допустимости предоставления в безвозмездное пользование либо по договору аренды принадлежащего судье на праве личной собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения своему супругу, единолично создавшему крестьянское фермерское хозяйство и осуществляющему в таком качестве предпринимательскую деятельность"

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 18 сентября 2019 г. N 7-КЭ

О ПРАВЕ

СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, ПОЛУЧАТЬ ДОХОД

ОТ РЕАЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, ПРОИЗВЕДЕННОЙ

И ПЕРЕРАБОТАННОЙ ИМ САМИМ ПРИ ВЕДЕНИИ ЛИЧНОГО ПОДСОБНОГО

ХОЗЯЙСТВА, О ДОПУСТИМОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ

ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИБО ПО ДОГОВОРУ АРЕНДЫ ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО СУДЬЕ

НА ПРАВЕ ЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ СВОЕМУ СУПРУГУ,

ЕДИНОЛИЧНО СОЗДАВШЕМУ КРЕСТЬЯНСКОЕ ФЕРМЕРСКОЕ

ХОЗЯЙСТВО И ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ В ТАКОМ КАЧЕСТВЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Комиссией Совета судей Российской Федерации по этике в порядке заочного голосования рассмотрен запрос судьи, пребывающего в отставке, постоянно проживающего и зарегистрированного в сельской местности, о том, будет ли являться несоблюдением запретов и ограничений, предусмотренных Законом о статусе судей и Кодексом судейской этики, получение им дохода (при условии соблюдения ограничений, установленных налоговым законодательством); а также создание супругой судьи в отставке единолично крестьянского фермерского хозяйства и осуществление предпринимательской деятельности в таком качестве на земельном участке сельскохозяйственного назначения, принадлежащего на праве собственности судье в отставке и предоставленном им супруге в безвозмездное пользование или аренду.

Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года (ред. от 08.12.2016) (далее - Кодекс судейской этики), устанавливая обязательные для каждого судьи правила поведения при осуществлении профессиональной деятельности по отправлению правосудия и во внесудебной деятельности, устанавливает:

Судьи Российской Федерации обладают всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, с учетом ограничений, установленных для них законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 1).

Положения Кодекса судейской этики, устанавливающие повышенные нравственно-этические требования к судье, обусловленные его статусом, не должны толковаться как ограничивающие гарантируемые Конституцией Российской Федерации его общегражданские права и свободы (пункт 4 статьи 1).

Подпунктом 4 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 (ред. от 02.08.2019) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) установлен общий запрет для судей заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы.

Указанный запрет, закрепляемый также пунктом 1 статьи 19 Кодекса судейской этики, направлен на обеспечение независимости суда, поддержание доверия к судебной власти и в равной мере действует в отношении всех судей - как исполняющих профессиональные обязанности судьи по отправлению правосудия, так и пребывающих в отставке, но сохраняющих принадлежность к судейскому сообществу.

Одновременно Кодекс судейской этики предусматривает, что судья может инвестировать средства и распоряжаться своим имуществом, включая недвижимость, а также извлекать прибыль из других источников, например, от сдачи недвижимости в аренду, если только эта деятельность не предполагает использование судейского статуса (пункт 2 статьи 19).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О личном подсобном хозяйстве", личное подсобное хозяйство является формой непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Определяя условия и цель ведения личного хозяйства (удовлетворение личных потребностей граждан, ведущих такое хозяйство), названный Закон не относит к предпринимательской деятельности и реализацию гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства (пункт 4 статьи 2).

Исходя из этого, получение судьей в отставке доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной им самим при ведении личного подсобного хозяйства, при условии соблюдения ограничений, установленных налоговым законодательством, не будет являться несоблюдением запретов и ограничений, предусмотренных Законом о статусе судей и Кодексом судейской этики.

Рассматривая вопрос о праве супруга (супруги) судьи в отставке быть главой крестьянского фермерского хозяйства, осуществляющего деятельность на земельном участке сельскохозяйственного назначения, принадлежащем на праве собственности судье в отставке и предоставленном им своему супругу (супруге) в безвозмездное пользование, следует учитывать следующее.

Пункт 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ) закрепляет право граждан заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Кроме того, Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрено создание крестьянских (фермерских) хозяйств в виде юридического лица, являющегося коммерческой организацией (пункт 2 статьи 50, статья 86.1). Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, должны быть определены специальным законом, который к настоящему времени не принят.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Такое крестьянское (фермерское) хозяйство может быть создано одним гражданином; осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К такой деятельности применяются правила гражданского законодательства, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений (пункты 2, 3 статьи 1 Федерального закона N 74-ФЗ).

В силу статьи 5 Федерального закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Законодательство, регулирующее статус судьи, не содержит никаких положений, устанавливающих ограничения в выборе законных видов деятельности для членов семьи судьи - как действующего, так и пребывающего в отставке.

Поэтому не может быть поставлено под сомнение право супруги (супруга) судьи (судьи в отставке) осуществлять предпринимательскую деятельность, в частности, единолично создать крестьянское (фермерское) хозяйство, и, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, для осуществления производственной и иной хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства использовать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - принадлежащее ему лично, предоставленные или приобретенные в установленном гражданским и земельным законодательством порядке (статья 11 Федерального закона N 74-ФЗ).

Действующее законодательство, регулирующее правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств, не исключает возможность использования в его деятельности земельных участков, не принадлежащих главе хозяйства и/или его членам на праве собственности, а предоставленных во временное (срочное) пользование на основании заключаемых от имени хозяйства его главой гражданско-правовых договоров. При этом вид договоров, на основании которых земельный участок может быть предоставлен в пользование крестьянского (фермерского) хозяйства, не ограничивается, поэтому земельный участок может быть предоставлен крестьянскому (фермерскому) хозяйству как по договору аренды, так и по договору безвозмездного пользования.

Учитывая положения пункта 3 статьи 1, пункта 2 статьи 19 Кодекса судейской этики, судья в отставке, в личной собственности которого имеется земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, вправе распоряжаться этим участком, так же как и всяким другим своим имуществом, в том числе сдавать в аренду, предоставлять его другим лицам по договору безвозмездного пользования.

Супруги, как самостоятельные субъекты гражданского права, вправе совершать друг с другом любые сделки, не противоречащие закону, и законодательство, регулирующее статус судьи, не устанавливает в этой части никаких запретов и ограничений.

Из этого следует, что сдача судьей в отставке принадлежащего ему земельного участка в аренду своему супругу (супруге), являющемуся главой КФХ и зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, как и предоставление этого участка в безвозмездное пользование супругу-предпринимателю, сами по себе не ведут к нарушению запретов и ограничений, обусловленных наличием у собственника участка статуса судьи.

Несмотря на то, что для целей законодательства о налогах и сборах Налоговый кодекс Российской Федерации индивидуальными предпринимателями признает глав крестьянских (фермерских) хозяйств (абзац четвертый пункта 2 статьи 11), нельзя не учитывать, что субъектом предпринимательской деятельности является фермерское хозяйство (на это указывается в статье 1 Федерального закона N 74-ФЗ, статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").

С учетом сложной правовой природы отношений членства в крестьянских (фермерских) хозяйства, присущих этим отношениям семейных связей и личного трудового и иного участия в делах хозяйства, достаточно сложно избежать такого положения, когда совместно проживающий с главой крестьянского (фермерского) хозяйства член его семьи, формально не являющийся членом хозяйства, не принимает участия в его деятельности, которая гражданским законодательством определяется как предпринимательская.

Поэтому в таких ситуациях судья (судья в отставке) должен проявлять особую осмотрительность в соблюдении всех формальных требований, связанных с оформлением соответствующих договоров, с разграничением объема прав супругов на то или иное имущество, используемое в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства; исключить свое фактическое участие в производственной и иной деятельности такого хозяйства.

В противном случае возникает реальная опасность нарушения запрета, установленного подпунктом 4 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей.