Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 18.09.2019 N 9-КЭ "О допустимости замещения судьей, пребывающим в отставке и занимающимся преподавательской деятельностью в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования, должности директора института - структурного подразделения указанного образовательного учреждения"

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 18 сентября 2019 г. N 9-КЭ

О ДОПУСТИМОСТИ

ЗАМЕЩЕНИЯ СУДЬЕЙ, ПРЕБЫВАЮЩИМ В ОТСТАВКЕ И ЗАНИМАЮЩИМСЯ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ГОСУДАРСТВЕННОМ БЮДЖЕТНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ДОЛЖНОСТИ

ДИРЕКТОРА ИНСТИТУТА - СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

УКАЗАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Комиссия Совета судей Российской Федерации по этике в процедуре заочного голосования рассмотрела запрос о праве судьи в отставке, занимающегося преподавательской деятельностью и состоящего в должности профессора в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "К-ий государственный университет", занять должность директора Института экономики и права, являющегося структурным подразделением названного Университета.

Согласно пункту 2 статьи 15 Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 года (ред. от 08.12.2016) (далее - Кодекс судейской этики), судья может заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, и участвовать в различных публичных мероприятиях, если это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия.

Подпункт 5 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" (ред. от 02.08.2019) (далее - Закон о статусе судей), устанавливающий общий запрет для судей заниматься другой оплачиваемой деятельностью, допускает занятие ими оплачиваемой педагогической, научной и иной творческой деятельностью.

Такое право судьи не связывается со статусом образовательного учреждения, в котором эта деятельность осуществляется, исключая случаи, когда такая деятельность финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Поэтому судья, в том числе пребывающий в отставке, независимо от возраста и стажа, вправе осуществлять преподавательскую деятельность как в государственных, так и негосударственных образовательных организациях.

Как следует из представленного Положения об институте, утвержденного 15 февраля 2019 года на заседании ученого совета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "К-ий государственный университет" (далее - Университет) и определяющего общий порядок организации и деятельности институтов данного Университета (далее - Институт), Институт является структурным подразделением Университета, имеет в своем составе кафедры, центры, учебно-методические, учебно-исследовательские, информационные и учебно-вспомогательные подразделения; не является юридическим лицом.

К основным видам деятельности, осуществляемым Институтом, в частности, отнесены образовательная деятельность по образовательным программам высшего образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным образовательным программам, а также научная деятельность.

Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (ред. от 17.06.2019) "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) педагогическим работником является физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Принятым в соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона N 273-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 678 утверждена номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

Названная номенклатура включает в себя два раздела: раздел I "Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" и раздел II "Должности руководителей образовательных организаций", каждый из которых подразделяется на два подраздела.

В подразделе 2 раздела II "Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей", в частности, назван руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения.

В Примечании 1 отмечено, что к должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

С учетом этого директор института, являющегося структурным подразделением федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, одновременно участвующий в образовательной деятельности, является педагогическим работником. Занятие судьей в отставке такой должности допускается законодательством о статусе судей в Российской Федерации.

Федеральный закон N 273-ФЗ в статье 50 регламентирует также правовой статус научно-педагогических работников образовательных организаций: к научно-педагогическим работникам относятся должности педагогических работников и научных работников, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы. Таким образом, законодатель выделил два подвида научно-педагогических работников, определив педагогических работников, реализующих указанные выше программы в качестве профессорско-преподавательского состава, а также научных работников.

С учетом определяемого Положением предмета деятельности Института, являющегося структурным подразделением Университета, реализующего образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы, оплачиваемая деятельность гражданина в качестве руководителя Института при одновременном отнесении его к профессорско-преподавательскому составу является и научной деятельностью, также допускаемой законодательством о статусе судей.

Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно пункту 1.6 Положения об Институте в порядке, предусмотренном Уставом Университета, директор Института может быть наделен правом совершения отдельных действий от имени Университета как юридического лица на основании доверенности; согласно пункту 3.6 директор Института, в частности, "осуществляет иные полномочия в соответствии с приказами ректора и локальными нормативными актами Университета, а также в соответствии с выданной в установленном порядке доверенностью от ректора Университета".

Подпунктом 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей установлен запрет судье быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц. При этом в отличие от положений пункта 1 статьи 16 Кодекса судейской этики, регламентирующего ограничения, связанные с осуществлением юридической практики, установленный Законом о статусе судей запрет быть поверенным или представителем носит общий характер и не ограничивается представительством в судебных органах.

Абзац второй пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей не содержит указаний о нераспространении данного запрета на судью, пребывающего в отставке. Из этого следует, что судья в отставке, занимающийся разрешаемой этим Законом оплачиваемой деятельностью, не должен выполнять функции представителя органа, учреждения или организации, в которых он замещает ту или иную должность. В противном случае судьей в отставке будут не соблюдены требования подпункта 6 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей.

Следует также иметь в виду, что заключения комиссии по этике носят рекомендательный характер, и каждый судья, рассматривая возможность работы в том или ином учреждении, в той или иной должности, при осуществлении конкретных функций, обусловленных содержанием трудового договора/контракта, обязан самостоятельно определять, не противоречит ли такая деятельность федеральному законодательству и Кодексу судейской этики.