Документ не применяется. Подробнее см. Справку

5. Участие сотрудников Росгвардии в мероприятиях по обеспечению безопасности объектов ТЭК

Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" <1> определены следующие основные задачи в области обеспечения безопасности объектов ТЭК:

--------------------------------

<1> Далее - "256-ФЗ".

определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз;

категорирование объектов ТЭК;

разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов ТЭК;

разработка и реализация мер по созданию системы физической защиты объектов ТЭК;

подготовка специалистов в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК;

осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК;

информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности объектов ТЭК.

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов ТЭК осуществляется их категорирование.

Перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации (антитеррористической комиссии субъекта Российской Федерации).

Для осуществления категорирования объекта, решением руководителя субъекта ТЭК, в ведении которого находится объект, назначается комиссия по категорированию объекта.

Состав комиссии по категорированию объекта определен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования". В состав комиссии входят представители Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию).

В ходе работы комиссия выявляет:

наличие потенциально опасных участков объекта;

критические элементы объекта и наличие уязвимых мест объекта, защита которых может предотвратить совершение акта незаконного вмешательства;

возможные пути отхода и места укрытия нарушителей.

Критические элементы объекта выявляются из числа потенциально опасных участков объекта. Проводится сравнительный анализ всех выявленных критических элементов объекта и с учетом их взаимовлияния выделяются те из них, совершение акта незаконного вмешательства на которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Выявление критических элементов объекта включает в себя:

составление перечня потенциально опасных участков объекта;

определение критических элементов объекта из числа потенциально опасных участков объекта и составление их перечня;

определение угрозы совершения акта незаконного вмешательства и вероятных способов его осуществления по отношению к каждому критическому элементу объекта;

определение модели нарушителя в отношении каждого критического элемента объекта;

оценку уязвимости каждого критического элемента объекта от угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

В качестве критических элементов объекта рассматриваются:

зоны, конструктивные и технологические элементы объекта, зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;

элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасной установки на объекте;

места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте;

другие системы, элементы и коммуникации объекта, необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.

Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта на объекте проводится для каждого критического элемента объекта и объекта в целом. Оценка производится на основании критериев, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

С учетом того, является ли объект ТЭК критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта ТЭК устанавливаются три категории объектов ТЭК:

объекты высокой категории опасности;

объекты средней категории опасности;

объекты низкой категории опасности.

По результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту ТЭК в зависимости от степени его потенциальной опасности или подтверждает (изменяет) категорию опасности объекта в случаях, предусмотренных Правилами актуализации паспорта безопасности объекта ТЭК, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 460 "Об утверждении правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса".

Решение комиссии оформляется актом, который является основанием для внесения субъектом ТЭК в проект паспорта безопасности объекта данных об отнесении объекта к соответствующей категории опасности или подтверждения (изменения) категории опасности объекта.

С учетом того, что форма акта законодательно не закреплена, в него рекомендуется включать информацию о присвоенной объекту ТЭК категории опасности, выводы комиссии о соответствии состояния его безопасности и антитеррористической защищенности предъявляемым требованиям, перечень необходимых мероприятий по приведению объекта ТЭК в соответствие указанным требованиям.

Акт категорирования составляется в 4 экземплярах.

По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов ТЭК, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ТЭК. Порядок формирования и ведения реестра объектов ТЭК определен постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1107 "О порядке формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса".

Паспорт безопасности объекта ТЭК составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 458дсп "Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса" и от 19 сентября 2015 г. N 993дсп "Об утверждении требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса".

В паспорте безопасности объекта ТЭК отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической и физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.

Паспорт безопасности объекта ТЭК содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами ТЭК самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.

Паспорт безопасности объекта ТЭК утверждается руководителем субъекта ТЭК по согласованию с антитеррористической комиссией в субъекте Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов ТЭК, является информацией ограниченного доступа.