См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов, утв. Минфином России.

1.3. РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В 2018 году вопросы развития межбюджетных отношений приобрели особую актуальность в свете задач, поставленных майским Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204).

Созданы правовые основания для заключения соглашений в целях софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов по реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов национальных и федеральных проектов, на срок их реализации (до 6 лет).

В рамках подготовки федерального бюджета проведена работа по распределению между субъектами межбюджетных трансфертов, предоставляемых на реализацию национальных и федеральных проектов (законом о федеральном бюджете распределено 96% таких межбюджетных трансфертов в 2019 году).

Предусмотрена возможность реализации мероприятий национальных проектов с максимальным уровнем софинансирования со стороны Российской Федерации: для дотационных регионов - 95 - 99%, для бездотационных - 0 - 95%.

Обеспечено обособленное отражение в реестрах расходных обязательств субъектов финансового обеспечения национальных проектов за счет всех источников финансирования.

В целях обеспечения стабильности налоговых условий и устранения неопределенности при планировании бюджетов субъектов:

- продлен мораторий на создание новых (и изменение состава действующих) КГН с установлением предельного срока действия договора о создании КГН (до 1янв'2023);

- введена обязанность участников КГН представлять регионам информации о прогнозируемых поступлениях по налогу на прибыль (и об основных факторах);

Для повышения заинтересованности регионов в легализации оборота алкогольной продукции и укрепления доходной базы осуществлен переход на порядок зачисления акцизов на крепкую алкогольную продукцию исходя из объемов розничной продажи с компенсацией снижения доходов для регионов, на территории которых сосредоточены крупные производители.

Дефицит бюджетов субъектов

Долговая нагрузка субъектов

00000010.jpg

00000011.jpg

Источник: Федеральное Казначейство

Источник: Федеральное Казначейство, Минфин России

В целом, реализованные в 2014 - 2018 гг. меры по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов и ограничению роста их долга (вкл. соглашения о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам) принесли результаты:

- государственный долг субъектов снизился до 2 206,3 млрд. рублей (25,3% налоговых и неналоговых доходов);

- консолидированные бюджеты субъектов впервые с 2007 года исполнены с внушительным профицитом (510,3 млрд. рублей).