См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов, утв. Минфином России.

Справедливая конкурентная среда и сокращение теневого сектора

На создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Внедрение новых информационных технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования позволили без увеличения налоговой нагрузки значительно повысить собираемость доходов бюджетов.

При этом повышение собираемости налогов не только способствует мобилизации доходов, но также позволяет устранить неравные конкурентные условия и способствует перераспределению трудовых и материальных ресурсов в пользу эффективных собственников и менеджеров от тех, кто получал конкурентные преимущества за счет недобросовестного поведения.

Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:

- Запуск эксперимента по апробации (на территории Москвы, Московской и Калужской областях и Республики Татарстан) применения специального налогового режима для самозанятых - налога на профессиональный доход (НПД). НПД установлен для физических лиц и применяется в отношении отдельных видов деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. Новый режим налогообложения предполагает уплату налога с оборота в размере 4% при реализации физическим лицам и 6% при реализации юридическим лицам с освобождением от уплаты НДФЛ.

Новый режим налогообложения администрируется в бездекларационном формате через вэб-интерфейс с практически нулевыми издержками для предпринимателей. Первые результаты применения показывают высокую популярность этого режима. По состоянию на 12 сентября 2019 г. в качестве налогоплательщиков НПД зарегистрировались более 200 тыс. человек.

- Формирование единого информационного пространства администрирования доходов:

-- Завершен первый этап по созданию национальной системы прослеживаемости (НСП) товаров на основании данных таможенных деклараций, системы контроля уплаты НДС и данных ККТ (контрольно-кассовой техники). В рамках формирования НСП в 2019 году предусмотрено проведение эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации с 1 июля по 31 декабря 2019 года по отдельным категориям товаров. Проведение эксперимента позволит отработать конечную архитектуру построения НСП для обеспечения ее эффективного функционирования на постоянной основе.

-- Сформирована нормативно-правовая база и отработаны процедуры международного автоматического обмена налоговой информацией.

- Повышение качества работа с дебиторской задолженностью. В 2018 году завершена реализация плана мероприятий по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам. В результате рост задолженности в 2016 году сменился снижением в 2017 и 2018 годах.

- Создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей:

-- введен институт "авансовой" уплаты налогов для физических лиц ("единый налоговый платеж физического лица");

-- обеспечена возможность для физических лиц оплачивать налоги и государственные услуги через МФЦ.

Собираемость НДС

Динамика выручки "онлайн" ККТ

00000008.jpg

00000009.jpg

Источник: Росстат, Федеральное Казначейство

Источник: ФНС России, Росстат