Решение Верховного Суда РФ от 24.07.2001 N ГКПИ2001-916 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца 2 пункта 12 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Харланова А.В.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "РС сервис-99" о признании недействующим (незаконным) абзаца 2 пункта 12 "Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914,
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 утверждены Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее Правила).
Абзацем 2 п. 12 данных Правил определено, что при принятии на учет завершенного капитальным строительством объекта на сумму налога, исчисленную (подлежащую уплате в бюджет) по выполненным с 1 января 2001 г. строительно - монтажным работам для собственного потребления в виде разницы между суммой налога, начисленной на стоимость данных строительно - монтажных работ, и суммой налога, уплаченной продавцам по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), использованным при выполнении этих работ для собственного потребления, выписывается счет - фактура в одном экземпляре и регистрируется в книге покупок.
ООО "РС сервис-99" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании указанного выше положения Правил недействующим (незаконным), ссылаясь на то, что абзац 2 пункта 12 Правил устанавливает иной, отличный от установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок определения суммы налоговых вычетов при выполнении строительно - монтажных работ для собственного потребления, ограничивающий законные права как налогоплательщика.
В судебном заседании представители ООО "РС сервис-99" Зубков В.В. и Белохонова Е.Л. поддержали доводы заявления и просили суд признать недействующим (незаконным) оспариваемое положение утвержденных Постановлением Правительства РФ Правил. Представители ООО "РС сервис-99" пояснили, что абзац 2 пункта 12 Правил изменил порядок определения суммы налоговых вычетов, установленный пунктом 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ, Правительство РФ вышло за пределы своей компетенции; а именно, ввело иной порядок в сравнении с тем, который установлен Налоговым кодексом РФ, установило для организаций, выполняющих строительно - монтажные работы для собственного потребления, дополнительную обязанность по выписыванию счета - фактуры. Тем самым были нарушены требования ст. ст. 1 (пункт 1), 3, 4 (пункт 1), 6 (пункт 3) Налогового кодекса РФ и неправильно применены положения его статей 159, 166, 169, 171 - 173 данного Кодекса.
В результате принятия Правительством РФ оспариваемого положения создана угроза нарушения прав заявителя в случае выполнения им строительно - монтажных работ для собственного потребления, так как будет уменьшена сумма налоговых вычетов. В настоящее же время строительно - монтажные работы для собственного потребления ими не ведутся и ранее не велись.
Представители Правительства Российской Федерации Ковалевская Д.Е., Фесенко Л.П., Харламова Н.С. доводы заявления не признали и просили оставить его без удовлетворения, ссылаясь на то, что оспариваемое положение Правил федеральному законодательству не противоречит. Правила утверждены Правительством РФ на основании п. 8 ст. 169 Налогового кодекса РФ, то есть в пределах компетенции, предоставленной Правительству РФ. Доказательств нарушения заявителем его прав оспариваемым абзацем 2 п. 12 Правил последним не представлено, поскольку строительно - монтажные работы для собственного потребления им не ведутся в настоящее время, и фактов неправильного производства налоговых вычетов в отношении заявителя им не приведено.
Выслушав объяснения представителей ООО "РС сервис-99" и Правительства РФ, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей ООО "РС сервис-99" в удовлетворении заявления отказать, суд находит, что заявление ООО "РС сервис-99" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.
Следовательно, принимая оспариваемые Правила, Правительство Российской Федерации не вышло за пределы полномочий, предоставленных ему законом.
С доводами заявителя о том, что абзац 2 пункта 12 Правил должен быть признан незаконным, поскольку им изменен порядок определения суммы налоговых вычетов, установленный п. 6 ст. 171 Налогового кодекса РФ, и установлена для организаций, выполняющих строительно - монтажные работы для собственного потребления, дополнительная обязанность по выписыванию счета - фактуры, суд согласиться не может.
Абзацем 2 п. 12 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914, определено, что при принятии на учет завершенного капитальным строительством объекта на сумму налога, исчисленную (подлежащую уплате в бюджет) по выполненным с 1 января 2001 г. строительно - монтажным работам для собственного потребления в виде разницы между суммой налога, начисленной на стоимость данных строительно - монтажных работ, и суммой налога, уплаченной продавцам по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), использованным при выполнении этих работ для собственного потребления, выписывается счет - фактура в одном экземпляре и регистрируется в книге покупок.
Согласно подпункту 3 пункта 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются операции по выполнению строительно - монтажных работ для собственного потребления.
На основании положений пункта 1 статьи 171 и статьи 173 Налогового кодекса РФ налогоплательщик при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода, имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса, на установленные статьей 171 налоговые вычеты.
Согласно абзацу 1 пункта 6 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно - монтажных работ для собственного потребления.
Таким образом, при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей внесению в бюджет по итогам налогового периода, из общей суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной в соответствии с положениями ст. 166 Налогового кодекса РФ, подлежат вычету исчисленные в соответствии с положениями главы 21 данного Кодекса суммы налога на добавленную стоимость по выполненным строительно - монтажным работам для собственного потребления.
В силу п. 1 ст. 173 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 Кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 166 Налогового кодекса РФ определено, что сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159, 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Согласно п. 2 ст. 159 Налогового кодекса РФ при выполнении строительно - монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.
На основании п. 1 и 6 ст. 171 Налогового кодекса РФ общая сумма налога, исчисленная на основании положений ст. 166 Кодекса, подлежит уменьшению на суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно - монтажных работ.
С учетом названных положений Налогового кодекса РФ, как полагает суд, сумма налога, исчисленная налогоплательщиком при выполнении строительно - монтажных работ для собственного потребления, представляет собой разницу между суммой налога, начисленной на стоимость данных строительно - монтажных работ, и суммой налога, уплаченной поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при выполнении этих работ.
В соответствии с п. 5 ст. 172 Налогового кодекса вычеты сумм налога, указанных в п. 6 ст. 171 настоящего Кодекса, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) или реализации объекта незавершенного капитального строительства.
Следовательно, суд приходит к выводу о том, что при исчислении налогоплательщиком подлежащей внесению в бюджет суммы налога на добавленную стоимость по итогам налогового периода из общей суммы налога на добавленную стоимость, исчисленной на основании положений ст. 166 Налогового кодекса РФ, в момент принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством, подлежит вычету сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная данным плательщиком по выполненным строительно - монтажным работам для собственного потребления в виде разницы между суммой налога, начисленной на стоимость данных строительно - монтажных работ, и суммой налога, уплаченной поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при выполнении этих работ, что и нашло отражение в обжалуемом заявителем абзаце 2 п. 12 Правил.
Содержащееся в нем положение конкретизирует нормы, содержащиеся в Налоговом кодексе РФ, не изменяя и не дополняя его.
Что касается довода о том, что обжалуемое положение Правил возлагает на заявителя незаконную обязанность по выписыванию счетов - фактур, то он является несостоятельным.
Такая обязанность вытекает из требований ст. 169 (п. 1 и 3) и ст. 171 Налогового кодекса РФ, а также предусмотрена оспариваемыми Правилами, принятыми Правительством РФ в пределах своей компетенции.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с утверждением заявителя о нарушении его прав оспариваемым положением Правил. Тем более, что он сам не отрицает, что указанная норма в отношении его не применялась, строительно - монтажные работы для собственного потребления ООО "РС сервис-99" не ведутся.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
заявление ООО "РС сервис-99" о признании недействующим (незаконным) абзаца 2 пункта 12 "Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Российской Федерации
А.В.ХАРЛАНОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей