1.2. Объективная сторона преступления

Объективная сторона ограничения конкуренции включает в себя: 1) заключение хозяйствующими субъектами-конкурентами <1> соглашения, ограничивающего конкуренцию (картеля), запрещенного антимонопольным законодательством (действие); 2) ограничение конкуренции (последствие); 3) причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо извлечение дохода в крупном размере (второе последствие); 4) наличие причинно-следственной связи между совершенными действиями и наступившими последствиями.

--------------------------------

<1> Определение этого и других "отраслевых" понятий см. "Основные понятия".

Учитывая бланкетность положений статьи 178 УК РФ необходимо обращение к Закону о защите конкуренции, раскрывающему понятие картеля. Согласно части 1 статьи 11 указанного закона: "Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к...".

При расследовании уголовных дел, возбужденных по ст. 178 УК РФ, возникает вопрос о предмете доказывания. 5 альтернативных последствий, подлежащие доказыванию, перечислены в пунктах 1 - 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции. К ним относятся: 1) установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; 2) повышение, снижение или поддержание цен на торгах; 3) раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) сокращение или прекращение производства товаров; 5) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

При этом, в антимонопольном законодательстве презюмируется, что "наступление или угроза наступления соответствующих последствий ограничивает конкуренцию. Запрет на заключение картеля сформулирован в Законе о защите конкуренции как запрет per se <2>, в связи с чем антимонопольный орган доказывает только то, что соответствующие последствия наступили или могли наступить. В то же время обязательным элементом состава уголовно-наказуемого картеля является наступление общественно-опасных последствий в виде, в том числе, ограничения конкуренции. Доказывание наступления таких последствий должно производиться посредством истребования заключения специалиста антимонопольного органа в порядке, предусмотренном УПК РФ <3>.

--------------------------------

<2> Безусловный запрет, т.е. картели запрещены "как таковые", а состав правонарушения, исходя из формулировки ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, является формальным. Состав преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 178 УК РФ, является, при этом, материальным.

<3> Ст. 80 УПК РФ.

Признаки ограничения конкуренции перечислены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции. К указанным признакам относятся следующие: "сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации".

КонсультантПлюс: примечание.

ФЗ от 06.04.2024 N 79-ФЗ внесены изменения в примечания к статье 178 УК РФ в части величины дохода и крупного ущерба, применяемых для целей указанной статьи УК.

Обязательным альтернативным последствием рассматриваемого состава является одно или оба из указанных в ч. 1 ст. 178 УК РФ последствий: 1) доход, сумма которого превышает 50 млн. руб <4>; 2) ущерб, сумма которого превышает 10 млн. руб. <5> вне зависимости от того, причинен этот ущерб гражданину, обществу или государству.

--------------------------------

<4> Пункт 1 примечания к статье 178 УК РФ.

<5> Пункт 2 примечания к статье 178 УК РФ.

Доказывание причинно-следственной связи между соответствующими действиями и фактически наступившими последствиями на практике может быть сопряжено с определенными сложностями (определение размера дохода, ущерба) <6>.

--------------------------------

<6> См. подробнее § 1.5.

Доказывание причинно-следственной связи между заключением картеля и наступлением второго обязательного последствия, выраженного в ограничении конкуренции должно производиться, на наш взгляд, в том числе, с использованием материалов антимонопольного дела (либо привлечением специалистов антимонопольного органа).

Учитывая, что причинно-следственная связь между действиями и наступившими последствиями должна иметь типичный, повторяющийся характер, сотрудникам правоохранительных органов, занимающимся расследованием уголовных дел о картелях необходимо доказать, что заключение (и реализация) картельного соглашения являлось необходимым условием наступления ограничения конкуренции и извлечения дохода или причинения соответствующего ущерба. Анализ состояния конкуренции <7>, заключение об обстоятельствах антимонопольного дела и, непосредственно, решение по антимонопольному делу могут быть полезны в этих целях на разных этапах расследования уголовного дела.

--------------------------------

<7> Приказ ФАС от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (Зарегистрирован в Минюсте России 02.08.2010 N 18026).

Ограничение конкуренции, в соответствии с действующей редакцией ст. 178 УК РФ, является оконченным преступлением в момент причинения крупного ущерба или извлечения дохода в крупном размере.

Место совершения преступления, как обязательный признак объективной стороны ограничения конкуренции, в диспозиции ст. 178 УК РФ не указан и, соответственно, является факультативным и не влияющим на квалификацию деяния. Местом совершения уголовно-наказуемого ограничения конкуренции с учетом положений ст. 11 и 12 действующего УК РФ могут выступать альтернативно или в любом сочетании любая часть территории РФ, военный корабль, военное воздушное судно, территориальное море РФ, континентальный шельф РФ, исключительная экономическая зона РФ, судно, приписанное к порту РФ, а также территория любого иностранного государства.