III. Организация, состав сил и средств функциональной подсистемы

III. Организация, состав сил и средств

функциональной подсистемы

7. Общее руководство функциональной подсистемой осуществляет Росморречфлот.

Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются:

на федеральном уровне - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Морская спасательная служба" (далее - ФГБУ "Морспасслужба") и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Спасательно-координационный центр Росморречфлота" (далее - ФГБУ "СКЦ Росморречфлота");

на региональном уровне - морские спасательно-координационные центры (МСКЦ), морские спасательные подцентры (МСПЦ) и диспетчерские службы филиалов ФГБУ "Морспасслужба";

на объектовом уровне - службы капитанов соответствующих морских портов, филиалы ФГУП "Росморпорт", судоходные компании и эксплуатирующие организации.

Размещение органов управления функциональной подсистемы в зависимости от обстановки осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

8. Росморречфлот является постоянно действующим органом управления на федеральном уровне, организует проведение работ по предупреждению и ЛРН на морских акваториях с судов и объектов и осуществляет следующие функции:

привлечение дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для осуществления мероприятий по ЛРН по обращению эксплуатирующей организации или судоходной компании в случае, если разлив нефти и/или нефтепродуктов произошел в объеме, превышающем максимальный расчетный объем разлива нефти и/или нефтепродуктов, указанный в объектовом плане предупреждения и ЛРН эксплуатирующей организации или судоходной компании, и не позволяющем обеспечить его устранение на основе объектового плана предупреждения и ЛРН эксплуатирующей организации или судоходной компании;

согласование федерального и регионального планов предупреждения и ЛРН;

рассмотрение заявлений эксплуатирующих организаций и судоходных компаний о проведении тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ЛРН при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), а также прилагаемые к заявлению документы;

выдача заключений судоходным компаниям и эксплуатирующим организациям о проведении тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ЛРН при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков);

участие в проведении эксплуатирующими организациями и судоходными компаниями независимо от ведомственной и национальной принадлежности комплексных (тренировочных) учений по отработке взаимодействия собственных сил и средств и (или) привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов на морских акваториях;

получение сведений, необходимых для принятия решений по вопросам предупреждения и ЛРН;

привлечение для решения вопросов предупреждения и ЛРН научные и иные организации, ученых и специалистов;

участие в работе межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей;

взаимодействие с Госкорпорацией "Росатом" по вопросам предупреждения и ЛРН в акватории Северного морского пути.

9. ФГБУ "СКЦ Росморречфлота" является органом повседневного управления функциональной подсистемой на федеральном уровне и осуществляет следующие функции в круглосуточном режиме:

организация сбора и обработки донесений от эксплуатирующих организаций и судоходных компаний, служб капитанов морских портов и других источников о разливах нефти и/или нефтепродуктов на морских акваториях;

руководство оперативной деятельностью МСКЦ и МСПЦ.

10. ФГБУ "Морспасслужба" является органом повседневного управления функциональной подсистемой на федеральном уровне и осуществляет следующие функции:

организация и контроль в филиалах ФГБУ "Морспасслужба" постоянной готовности к ЛРН (далее - готовность к ЛРН);

ведение учета и проведение анализа случаев разлива нефти и/или нефтепродуктов на морских акваториях;

организация и контроль проведения силами и средствами филиалов ФГБУ "Морспасслужба" работ по предупреждению и ЛРН в соответствии с государственным заданием, включая проведение мероприятий, вытекающих из международных договоров Российской Федерации в области предупреждения и ЛРН;

в случаях разливов, превышающих технологические возможности филиалов ФГБУ "Морспасслужба" по ЛРН, подготовка предложений о привлечении к ЛРН сил и средств других организаций, а также соответствующих служб иностранных государств в соответствии международными договорами Российской Федерации;

разработка федерального и региональных планов предупреждения и ЛРН;

согласование планов предупреждения и ЛРН морских портов;

организация подготовки и проведения международных учений по предупреждению и ЛРН;

участие в разработке планов взаимодействия морских и авиационных спасательных служб федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по проведению работ по ЛРН на морских акваториях;

предоставление информационных, консультативных, методических услуг в области предупреждения и ЛРН;

участие в работе международных организаций и осуществление сотрудничества с организациями иностранных государств в области предупреждения и ЛРН;

проведение переговоров и участие в заключении договоров с иностранными организациями на поставку и сервисное обслуживание технических средств для ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов, аварийно-спасательной и водолазной техники, а также контрактов на внедрение экологически чистых технологий;

участие в расследовании случаев нарушений судами и объектами морского транспорта требований международных договоров Российской Федерации в области предупреждения и ЛРН;

организация привлечения организаций, имеющих необходимые технические (технологические) возможности, независимо от их ведомственной принадлежности, к предупреждению и ЛРН, контроль их действий;

обобщение передового опыта выполнения работ по предупреждению и ЛРН, подготовка материалов информационного и рекламного характера по этим работам;

участие в разработке предложений по развитию и размещению филиалов ФГБУ "Морспасслужба", определении количества и дислокации их сил и средств, контроль уровня их технической оснащенности;

подготовка и обучение спасателей;

по поручению Росморречфлота рассмотрение и подготовка заключений на планы предупреждения и ЛРН эксплуатирующих организаций и судоходных компаний;

участие в работе межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей;

взаимодействие с Госкорпорацией "Росатом" в акватории Северного морского пути по вопросам обеспечения работ по ЛРН.

11. Филиалы ФГБУ "Морспасслужба" являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на региональном уровне и осуществляют следующие функции на соответствующих морских акваториях:

обеспечение постоянной готовности к ЛРН в соответствии с обязательствами Российской Федерации по международным конвенциям и решениями Правительства Российской Федерации и на договорной основе с российскими и иностранными организациями;

проведение работ по предупреждению и ЛРН;

участие в международных мероприятиях по предупреждению и ЛРН;

обеспечение круглосуточного дежурства своих диспетчерских служб.

12. Федеральные государственные бюджетные учреждения - администрации морских портов и службы капитанов морских портов являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на объектовом уровне и осуществляют следующие функции:

- администрации морских портов:

организация взаимодействия МСКЦ, МСПЦ с ФГБУ "СКЦ Росморречфлота" и АСФ(н) по вопросам информационного обеспечения предупреждения и ЛРН;

руководство мероприятиями по предупреждению и ЛРН в морских портах и на подходах к ним;

разработка и утверждение планов предупреждения и ЛРН морских портов;

мониторинг в морских портах, входящих в администрацию морских портов, наличия судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью (согласно Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней <2>) на судах, планов предупреждения и ЛРН объектов, независимо от их ведомственной и национальной принадлежности, эксплуатирующих организаций и судоходных компаний, сил и средств собственных АСФ(н) или привлекаемых по договорам профессиональных АСФ(н);

--------------------------------

<2> Постановление Совмина СССР от 30 сентября 1983 г. N 947 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года".

- службы капитанов морских портов:

руководство мероприятиями по предотвращению загрязнения акваторий морских портов нефтью и нефтепродуктами с судов, по ЛРН в морских портах и на подходах к ним;

участие в расследовании случаев нарушений судами и объектами морского транспорта требований международных договоров Российской Федерации в части защиты морской среды.

13. ФГУП "Росморпорт" и его филиалы являются постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы на объектовом уровне и осуществляют следующие функции:

оказывают услуги судам в морских портах и на подходах к ним по организации и обеспечению бункеровки судов топливом, сбору судовых вод, содержащих нефть и/или нефтепродукты, остатков нефтепродуктов и их очистке;

взаимодействует с ФГБУ "Морспасслужба", администрациями морских портов и службами капитанов морских портов по предупреждению и ЛРН.

14. Координационными органами функциональной подсистемы являются:

на федеральном и региональном уровнях - комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС) Росморречфлота;

на объектовом уровне - КЧС администраций морских портов, КЧС эксплуатирующих организаций и судоходных компаний.

15. Компетенция КЧС, а также порядок принятия ими решений определяются положениями о них или решениями об их образовании.

16. Силы и средства, обеспечивающие предупреждение и ЛРН должны находиться в постоянной готовности к реагированию на ЧС и соответствовать Требованиям к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

Основу сил и средств постоянной готовности функциональной подсистемы составляют силы и средства профессиональных АСФ(н) филиалов ФГБУ "Морспасслужба".

К силам и средствам постоянной готовности функциональной подсистемы относятся силы и средства собственных либо привлекаемых по договорам АСФ(н) эксплуатирующих организаций и судоходных компаний.

17. Состав и структура сил постоянной готовности ФГБУ "Морспасслужба" определяются Росморречфлотом на основании предложений ФГБУ "Морспасслужба", исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ЛРН, с учетом требований законодательства Российской Федерации, с формированием ежеквартального плана-графика несения аварийно-спасательной готовности дежурными силами и средствами в зоне ответственности Российской Федерации.

В зоне ответственности каждого филиала ФГБУ "Морспасслужба" на дежурстве должно находиться многоцелевое спасательное судно или буксирно-спасательное судно с оборудованием ЛРН, морспецподразделение по ЛРН с соответствующим оборудованием, вспомогательные суда и плавсредства.

18. Эксплуатирующие организации и судоходные компании поддерживают в постоянной готовности собственные силы и средства предупреждения и ЛРН, их взаимодействие с органами управления и силами функциональной подсистемы, в соответствии с планами предупреждения и ЛРН или привлекают на договорной основе морские профессиональные АСФ(н).