В соответствии с положениями статей 8 и 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях, а также организация его предоставления отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно положениям части 4 статьи 99 Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации относят к малокомплектным образовательным организациям образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, руководствуясь нормами статьи 99 Федерального закона, самостоятельно разрабатывают порядок отнесения образовательных организаций к малокомплектным, учитывая при этом региональные, социально-экономические, демографические и другие особенности субъектов Российской Федерации.
Необходимо обратить внимание на применение в Федеральном законе вариативной нормы при определении критериев отнесения образовательной организации к малокомплектной в отношении транспортной доступности и численности обучающихся:
образовательная организация может быть признана малокомплектной исходя из удаленности образовательной организации от иных образовательных организаций, транспортной доступности и численности обучающихся;
образовательная организация может быть признана малокомплектной исходя из удаленности образовательной организации от иных образовательных организаций, транспортной доступности или численности обучающихся.
При определении удаленности необходимо учитывать пункт 2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, определяющий радиус доступности для обучающихся образовательных организаций по уровням образования.
В рамках выработки критериев сохранения малокомплектных образовательных организаций, расположенных в сельской местности, Минпросвещения России рекомендует субъектам Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р:
восстановить и развить сеть дошкольных образовательных организаций и малокомплектных общеобразовательных организаций на основе создания образовательных организаций типа "детский сад-школа";
оказывать поддержку малокомплектным детским садам и школам в сельской местности;
укрепить сферу дополнительного образования и развития детей в сельской местности, используя инфраструктуру малокомплектных образовательных организаций, в том числе в качестве культурно-просветительских и досуговых центров в сельских населенных пунктах для проведения спортивных, культурных, просветительских и праздничных мероприятий;
развивать сеть специфических моделей школ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.
Минпросвещения России считает необходимым обратить внимание, что различные модели образовательных организаций, учитывающие социально-экономические особенности и этнокультурную специфику региона, применимы и к малокомплектным образовательным организациям, расположенным в городской местности.
Минпросвещения России рекомендует субъектам Российской Федерации при разработке порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации учитывать следующие критерии:
обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом;
наличие/отсутствие влияния образовательной организации на социально-экономическую и социокультурную ситуацию территории; партнерское участие в жизни сельского поселения, городского микрорайона; транспортную безопасность;
наличие в населенном пункте детей дошкольного возраста и наполняемость дошкольных групп;
наличие квалифицированных педагогических кадров для организации полноценного учебного процесса. При этом для сохранения педагогического состава субъектам Российской Федерации необходимо предоставлять гарантии педагогическим работникам, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в полном размере;
удаленность от социокультурных центров и возможность использования инфраструктуры в качестве культурно-просветительских и досуговых центров;
возможность использования спортивных и иных сооружений образовательных организаций для занятий населения спортом.
государственной политики
в сфере общего образования
Минпросвещения России
Ж.В.САДОВНИКОВА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей