СБАЛАНСИРОВАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЦЕНОВОЙ, СТАБИЛЬНОСТИ
Международный опыт свидетельствует о том, что последовательная денежно-кредитная политика не может быть единственным средством достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Реализация других видов государственной экономической политики также должна создавать условия для достижения ценовой и финансовой стабильности. Особое значение это приобретает для страны, находящейся на этапе перехода к режиму таргетирования инфляции. Именно в этот период центральному банку важно сформировать доверие к своим будущим действиям и заякорить инфляционные ожидания.
Одним из последних примеров, иллюстрирующих эти особенности реализации макроэкономической политики, является опыт Аргентины. С 2015 г. правительство Аргентины принимало меры по стабилизации государственных финансов, но их оказалось недостаточно для решения бюджетных проблем. Сохранялся значительный первичный дефицит бюджета (более 4% ВВП), при этом его существенная часть по-прежнему финансировалась центральным банком <8>. В этих условиях было сложно поддерживать ценовую стабильность в рамках режима таргетирования инфляции, к которому Центральный банк Аргентины перешел в 2017 году. Инфляция ускорялась, быстро росли денежная база и денежные агрегаты. В этой ситуации важно было стабилизировать динамику денежно-кредитных показателей. Поэтому Центральный банк Аргентины в октябре 2018 г. перешел к режиму таргетирования денежных агрегатов. Новая цель денежно-кредитной политики Аргентины - нулевые темпы прироста денежной базы <9> (по отношению к периоду до введения таргетирования денежных агрегатов) - одновременно представляет собой обязательство правительства прекратить наращивание дефицита бюджета. В июле миссия МВФ положительно оценила усилия правительства Аргентины по достижению этой цели в первой половине 2019 года. В данный момент сохраняется некоторая неопределенность относительно дальнейшего развития ситуации в связи с результатами голосования на президентских выборах <10>. Подходы к проведению экономической политики во многом будут зависеть от их итогов.
--------------------------------
<8> Средства были предоставлены в форме временных кредитов (temporary advances to the government).
<9> В данный момент цель установлена до конца 2019 года.
<10> Первый тур президентских выборов в Аргентине пройдет 27 октября.
Тип и уровень цели на 2019 г. <1>, % |
Средняя годовая инфляция с момента перехода <2>, % |
Горизонт <3> |
||||
Процентные ставки устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить возвращение инфляции к цели в разумный период времени, не создавая ненужной нестабильности в экономике |
||||||
Текущая инфляция может кратковременно отклоняться от цели, но ее среднее должно соответствовать диапазону значений |
||||||
Время, необходимое для достижения цели, определяется в зависимости от характера инфляционных факторов, их устойчивости и общей оценки рисков для ценовой стабильности и макроэкономической стабильности в целом |
||||||
Цель по инфляции устанавливается на 1 год вперед и действует в течение 30 месяцев. Банк Бразилии определяет время возвращения инфляции к цели в зависимости от природы и устойчивости воздействующих на инфляцию факторов |
||||||
Несмотря на то что цель по достижению уровня инфляции - среднесрочная, законодательство требует, чтобы горизонт пересматривался ежегодно |
||||||
При отклонении от цели на 1,5 п.п. в любую сторону Центральный банк Исландии должен представить публичный отчет в правительство, объяснив причины недостижения цели и меры по возвращению инфляции к цели |
||||||
Горизонт зависит от влияния инфляционных факторов на прогноз по инфляции, экономике и занятости |
||||||
Центральный банк Республики Армения стремится достичь цели за этот срок |
||||||
Это означает, что наблюдение за достижением цели ведется постоянно, а не только в конце года |
||||||
Среднесрочный, то есть от 1 до 3 лет. Банк Албании стремится достичь цели за этот срок |
||||||
3 +/- 1,5 с 2018 г. и далее |
||||||
Банк Японии стремится достичь цели по инфляции как можно скорее ("at the earliest possible time") |
||||||
4 - 6 на 2019, близко, но ниже 4 с 2020 г. |
С 2020 г. будет действовать среднесрочная цель |
|||||
Цель устанавливается каждые 5 лет. Следующий пересмотр цели - весной 2021 года |
||||||
--------------------------------
<1> Цель по инфляции устанавливается, как правило, для общего индекса потребительских цен. Страны могут ориентироваться на его значение в текущем месяце по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года, на конец года или на среднее значение в течение года.
<2> Средняя годовая инфляции рассчитана по месяцам.
<3> Согласно классификации МВФ, под термином "горизонт" следует понимать тот срок (в годах), за который центральный банк публично обязуется достичь цели по инфляции. Последняя информация о горизонте доступна по состоянию на 2017 год.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей