Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов.

СБАЛАНСИРОВАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ЦЕНОВОЙ, СТАБИЛЬНОСТИ

Международный опыт свидетельствует о том, что последовательная денежно-кредитная политика не может быть единственным средством достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Реализация других видов государственной экономической политики также должна создавать условия для достижения ценовой и финансовой стабильности. Особое значение это приобретает для страны, находящейся на этапе перехода к режиму таргетирования инфляции. Именно в этот период центральному банку важно сформировать доверие к своим будущим действиям и заякорить инфляционные ожидания.

Одним из последних примеров, иллюстрирующих эти особенности реализации макроэкономической политики, является опыт Аргентины. С 2015 г. правительство Аргентины принимало меры по стабилизации государственных финансов, но их оказалось недостаточно для решения бюджетных проблем. Сохранялся значительный первичный дефицит бюджета (более 4% ВВП), при этом его существенная часть по-прежнему финансировалась центральным банком <8>. В этих условиях было сложно поддерживать ценовую стабильность в рамках режима таргетирования инфляции, к которому Центральный банк Аргентины перешел в 2017 году. Инфляция ускорялась, быстро росли денежная база и денежные агрегаты. В этой ситуации важно было стабилизировать динамику денежно-кредитных показателей. Поэтому Центральный банк Аргентины в октябре 2018 г. перешел к режиму таргетирования денежных агрегатов. Новая цель денежно-кредитной политики Аргентины - нулевые темпы прироста денежной базы <9> (по отношению к периоду до введения таргетирования денежных агрегатов) - одновременно представляет собой обязательство правительства прекратить наращивание дефицита бюджета. В июле миссия МВФ положительно оценила усилия правительства Аргентины по достижению этой цели в первой половине 2019 года. В данный момент сохраняется некоторая неопределенность относительно дальнейшего развития ситуации в связи с результатами голосования на президентских выборах <10>. Подходы к проведению экономической политики во многом будут зависеть от их итогов.

--------------------------------

<8> Средства были предоставлены в форме временных кредитов (temporary advances to the government).

<9> В данный момент цель установлена до конца 2019 года.

<10> Первый тур президентских выборов в Аргентине пройдет 27 октября.

ИНФОРМАЦИЯ ПО СТРАНАМ С РЕЖИМОМ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ

(по состоянию на июль 2019 г.)

Табл. 1

N

Страна

Год перехода к ИТ

Тип и уровень цели на 2019 г. <1>, %

Средняя годовая инфляция с момента перехода <2>, %

Средняя годовая инфляция с 2018 г., %

Горизонт <3>

1

Новая Зеландия

1990

2 +/- 1

2,2

1,6

Среднесрочный

2

Канада

1991

2 +/- 1

1,9

2,2

На следующие 1,5 - 2 года

3

Великобритания

1992

2

2,1

2,3

Процентные ставки устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить возвращение инфляции к цели в разумный период времени, не создавая ненужной нестабильности в экономике

4

Израиль

1992

1 - 3

3,9

1,0

Цель сравнивается с динамикой ИПЦ за последние 12 месяцев

5

Австралия

1993

2 - 3

2,5

2,0

Среднесрочный.

Текущая инфляция может кратковременно отклоняться от цели, но ее среднее должно соответствовать диапазону значений

6

Швеция

1995

2

1,2

1,9

На несколько лет

7

Чехия

1997

2 +/- 1

2,6

2,4

На 1 - 1,5 года

8

Польша

1998

2,5 +/- 1

3,1

1,7

Среднесрочный.

Время, необходимое для достижения цели, определяется в зависимости от характера инфляционных факторов, их устойчивости и общей оценки рисков для ценовой стабильности и макроэкономической стабильности в целом

9

Южная Корея

1998

2

2,6

1,2

Среднесрочный

10

Бразилия

1999

4,25 +/- 1,5

6,4

3,8

Цель по инфляции устанавливается на 1 год вперед и действует в течение 30 месяцев. Банк Бразилии определяет время возвращения инфляции к цели в зависимости от природы и устойчивости воздействующих на инфляцию факторов

11

Колумбия

1999

3 +/- 1

5,0

3,2

Долгосрочный

12

Чили

1999

3 +/- 1

3,2

2,4

Постоянный горизонт - 2 года

13

Таиланд

2000

2,5 +/- 1,5

2,1

1,0

Несмотря на то что цель по достижению уровня инфляции - среднесрочная, законодательство требует, чтобы горизонт пересматривался ежегодно

14

ЮАР

2000

3 - 6

5,7

4,5

На постоянной основе

15

Венгрия

2001

3 +/- 1

4,0

3,0

Среднесрочный (на 1,5 - 2 года)

16

Исландия

2001

2,50

4,7

2,9

Постоянно с 2001 года.

При отклонении от цели на 1,5 п.п. в любую сторону Центральный банк Исландии должен представить публичный отчет в правительство, объяснив причины недостижения цели и меры по возвращению инфляции к цели

17

Норвегия

2001

2

2,1

2,8

Среднесрочный.

Горизонт зависит от влияния инфляционных факторов на прогноз по инфляции, экономике и занятости

18

Гана

2002

8 +/- 2

13,6

9,7

Прогнозный горизонт - 1 год

19

Перу

2002

2 +/- 1

2,7

1,7

Постоянно

20

Уругвай

2002

от 3 до 7

7,6

7,6

На 24 месяца

21

Филиппины

2002

3 +/- 1

3,8

4,6

Среднесрочный (на двухлетний период)

22

Гватемала

2005

4 +/- 1

5,1

3,9

Среднесрочный

23

Индонезия

2005

4 +/- 1

6,3

3,1

Нет определенного временного горизонта

24

Румыния

2005

2,5 +/- 1

4,1

4,4

Цель не меняется в течение длительного периода

25

Армения

2006

4,0 +/- 1,5

3,7

2,5

На следующие 3 года.

Центральный банк Республики Армения стремится достичь цели за этот срок

26

Сербия

2006

3 +/- 1,5

6,9

1,7

На каждый месяц.

Это означает, что наблюдение за достижением цели ведется постоянно, а не только в конце года

27

Турция

2006

5 +/- 2

9,5

17,1

Среднесрочный - на 2 года

28

Албания

2009

3 +/- 1

2,2

2,0

Среднесрочный, то есть от 1 до 3 лет.

Банк Албании стремится достичь цели за этот срок

29

Грузия

2009

4 +/- 1,5 на 2017 г.,

3 +/- 1,5 с 2018 г. и далее

3,4

2,9

На следующие 3 года

30

Молдавия

2010

5 +/- 1,5

5,4

3,2

Цель должна быть достигнута в течение 2 лет

31

Парагвай

2011

4 +/- 2

4,1

3,8

Среднесрочный

32

Уганда

2011

5 +/- 2

7,6

4,2

На 1 - 3 года

33

Доминикана

2012

4 +/- 1

2,9

3,6

Цель должна быть достигнута в течение 2 лет

34

Япония

2013

2

0,7

0,4

Банк Японии стремится достичь цели по инфляции как можно скорее ("at the earliest possible time")

35

Россия

2014

4

4,6

3,6

Постоянно

36

Казахстан

2015

5 - 7 на конец 2018 г.,

4 - 6 на 2019, близко, но ниже 4 с 2020 г.

8,8

5,7

На следующий год.

С 2020 г. будет действовать среднесрочная цель

37

Мексика

2001

3 +/- 1

4,1

4,6

Среднесрочный

38

Украина

2015

6,5 +/- 2 на 2018 г., 5 +/- 1 далее

12,8

10,3

Ежегодный - на период дезинфляции, далее - среднесрочный

39

Индия

2016

4 +/- 2

5,9

3,6

Цель устанавливается каждые 5 лет. Следующий пересмотр цели - весной 2021 года

40

Коста-Рика

2018

3 +/- 1

1,9

1,9

Цель устанавливается на 2 года вперед

41

Ямайка

2018

4 - 6

3,6

3,6

Цель устанавливается на 4 года

--------------------------------

<1> Цель по инфляции устанавливается, как правило, для общего индекса потребительских цен. Страны могут ориентироваться на его значение в текущем месяце по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года, на конец года или на среднее значение в течение года.

<2> Средняя годовая инфляции рассчитана по месяцам.

<3> Согласно классификации МВФ, под термином "горизонт" следует понимать тот срок (в годах), за который центральный банк публично обязуется достичь цели по инфляции. Последняя информация о горизонте доступна по состоянию на 2017 год.

Источник: МВФ.