Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов.

Предпосылки прогноза

Рост мировой экономики. С учетом наблюдавшегося со второй половины 2018 г. замедления мировой экономики Банк России в базовом сценарии исходит из предпосылки о продолжении снижения темпов мирового экономического роста на среднесрочном прогнозном горизонте (рис. 2.1.1). Замедление мировой экономики в период 2019 - 2022 гг., согласно прогнозу, будет преимущественно связано с сохраняющимися ожиданиями относительно дальнейшего ужесточения международных торговых ограничений, влияющими на деловые, инвестиционные и потребительские настроения в мире. На этом фоне в базовом сценарии предполагается переход к более поздней фазе экономического цикла в США, сохранение сдержанной динамики экономической активности в еврозоне, а также плавное замедление роста экономики Китая, преимущественно носящее структурный характер.

ПОКАЗАТЕЛИ РОСТА ВВП В КРУПНЕЙШИХ ЭКОНОМИКАХ МИРА В БАЗОВОМ СЦЕНАРИИ

(прирост в % к предыдущему году)

Рис. 2.1.1

00000010.png

Источник: расчеты Банка России.

Цена на нефть. В базовом сценарии Банк России исходит из постепенного снижения цены на нефть марки Urals до 50 долл. США за баррель к началу 2021 г. и ее сохранения вблизи этого уровня в дальнейшем (рис. 2.1.2). Таким образом, среднегодовая цена на нефть в базовом сценарии составит 63 долл. США за баррель в 2019 г., снизится до 55 долл. США за баррель в 2020 г. и будет находиться на уровне 50 долл. США за баррель в 2021 - 2022 годах.

ТРАЕКТОРИЯ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ <*> В БАЗОВОМ СЦЕНАРИИ

(долл. США за баррель)

Рис. 2.1.2

00000011.png

--------------------------------

<*> Номинальная цена на нефть марки Ural.

Источник: расчеты Банка России.

В основе такой траектории лежит предположение о постепенном замедлении роста мировой экономики и о некотором превышении предложения над спросом на рынке нефти на прогнозном горизонте начиная с 2020 г., в том числе за счет значительного роста добычи вне стран ОПЕК+. При этом поддержку ценам на нефть в 2019 - 2020 гг. окажут сохраняющиеся ожидания сокращения добычи и экспорта нефти из Ирана и Венесуэлы на фоне политической напряженности, а также продление соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи нефти до марта 2020 года.

Инфляция за рубежом. Базовый сценарий Банка России предполагает постепенное повышение инфляции в развитых странах в 2020 - 2022 гг. после ее замедления в 2019 году. Меры денежно-кредитной политики ФРС США и ЕЦБ в условиях снижения темпов роста мировой экономики и цен на нефть будут способствовать постепенному приближению инфляции в США и еврозоне к своим целевым уровням. В то же время с учетом того, что темпы роста экономики США и еврозоны в базовом сценарии будут сохраняться ниже потенциальных в 2020 - 2021 гг., а снижение цен на нефть будет способствовать низкому инфляционному давлению, инфляция в США и еврозоне в указанный период останется ниже цели. В свою очередь ожидаемое замедление роста экономики Китая в базовом сценарии приведет к постепенному снижению и стабилизации на низком уровне инфляции в Китае к концу прогнозного горизонта (рис. 2.1.3).

ПОКАЗАТЕЛИ ИНФЛЯЦИИ В КРУПНЕЙШИХ ЭКОНОМИКАХ МИРА В БАЗОВОМ СЦЕНАРИИ

(в % год к году на конец периода)

Рис. 2.1.3

00000012.png

Примечание: для США прогнозируется PCE Price Index, для еврозоны - HICP, для Китая - CPI.

Источник: расчеты Банка России, Bloomberg.

Денежно-кредитная политика зарубежных центральных банков. В базовом сценарии Банк России исходит из смягчения денежно-кредитной политики в США и еврозоне в 2019 - 2020 гг. и сохранения стимулирующей денежно-кредитной политики в дальнейшем на прогнозном горизонте. Такая траектория процентных ставок в США и еврозоне учитывает произошедшие в 2019 г. снижения базовой ставки ФРС США (в июле и сентябре) и депозитной ставки ЕЦБ (в сентябре), смягчение риторики ФРС США и ЕЦБ относительно перспектив денежно-кредитной политики на фоне происходящего замедления мировой экономики, а также в целом согласуется с ожиданиями участников рынка. Так, в базовый сценарий Банк России закладывает еще два снижения базовой ставки ФРС США до середины 2020 г. и ее сохранение на неизменном уровне в дальнейшем (рис. 2.1.4). Что касается траектории процентных ставок в еврозоне, то в базовом сценарии Банк России предполагает их сохранение в дальнейшем на уровне, достигнутом к концу III квартала 2019 г. (рис. 2.1.5). Банк России также учитывает в базовом сценарии объявленное ЕЦБ в сентябре возобновление покупок активов в рамках программы количественного смягчения с 1 ноября 2019 г., что усилит стимулирующий характер проводимой в еврозоне денежно-кредитной политики.

ОЖИДАЕМЫЕ ТРАЕКТОРИИ СТАВКИ ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ФОНДАМ ФРС США

(в % годовых)

Рис. 2.1.4

00000013.png

Примечание: значения указаны на конец каждого периода.

Источники: расчеты Банка России, ФРС США, Bloomberg.

ОЖИДАЕМЫЕ ТРАЕКТОРИИ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК В ЕВРОЗОНЕ

(в % годовых)

Рис. 2.1.5

00000014.png

Примечание: значения указаны на конец каждого периода.

Источники: расчеты Банка России, Bloomberg.

Мировые финансовые рынки. В базовом сценарии Банк России исходит из предпосылки о постепенном ослаблении доллара США по отношению к евро на прогнозном горизонте. Такая динамика курса доллара к евро преимущественно отражает предполагаемое Банком России в базовом сценарии соотношение траекторий процентных ставок в США и еврозоне. При этом смягчение в 2019 - 2020 гг. и дальнейшее поддержание мягких денежно-кредитных условий в развитых странах будет ограничивать риски устойчивого оттока капитала из стран с формирующимися рынками (СФР).

Равновесная премия за страновой риск, закладываемая Банком России в базовый сценарий для СФР в целом и для России в частности, учитывает фактически сложившуюся динамику риск-премий с начала 2019 г., а также совокупность предпосылок в части внешних условий. Равновесная риск-премия для России предполагается несколько выше, чем для СФР в целом, преимущественно в связи с геополитическими факторами.

Геополитические факторы. В базовом сценарии Банк России исходит из сохранения введенных в отношении России в 2014 - 2019 гг. международных санкций на всем прогнозном горизонте. Их влияние предполагает формирование премии за страновой риск на Россию на уровне несколько выше, чем в ситуации отсутствия санкционных ограничений. Опираясь на консервативные предпосылки по риск-премии, Банк России в базовом сценарии учитывает возможную волатильность на финансовых рынках в случае возникновения краткосрочных эпизодов усиления геополитической напряженности.

Экономическая политика Правительства Российской Федерации. В части ключевых внутренних предпосылок Банк России учитывает на всем прогнозном горизонте действие бюджетного правила, сглаживающего влияние динамики цен на нефть на внутренние экономические условия. При этом в предпосылки прогноза закладывается, что средства ФНБ будут инвестироваться в ликвидные валютные инструменты с низким уровнем риска (см. врезку "Об инвестировании средств Фонда национального благосостояния"). Помимо бюджетного правила, на условия проведения денежно-кредитной политики в 2019 - 2022 гг. также окажут влияние следующие меры Правительства Российской Федерации <1>: произошедшие и ожидаемые изменения в системе налогообложения; комплекс мер по преодолению структурных ограничений российской экономики, в том числе реализация национальных проектов; меры федеральных и региональных органов власти, призванные способствовать снижению влияния немонетарных факторов на инфляцию и реализуемые при участии Банка России (подробнее см. врезку "Влияние немонетарных факторов на инфляцию" в разделе 3).

--------------------------------

<1> В соответствии с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и Налоговым кодексом Российской Федерации.

Среди ключевых мер налоговой политики Банк России принимает во внимание изменение акцизов на отдельные товары, входящие в потребительскую корзину <2>, и проведение в 2019 - 2024 гг. нефтегазового налогового маневра, вклад которого в годовую инфляцию в 2019 - 2022 гг. в базовом сценарии, по оценкам Банка России, будет вблизи нуля.

--------------------------------

<2> На алкогольную и спиртосодержащую продукцию, основные виды моторного топлива, табак и другие виды продукции.

Комплекс мер Правительства <3>, учитываемый Банком России в базовом сценарии, в первую очередь включает в себя дополнительные инвестиционные расходы и расходы на развитие человеческого капитала в рамках национальных проектов. Эти меры направлены на смягчение существующих в настоящее время структурных ограничений в российской экономике, и в случае успешной реализации они будут способствовать увеличению ее потенциальных темпов роста. Основными каналами влияния этих мер на потенциальный рост могут стать обновление основных фондов и инфраструктуры, улучшение инвестиционного климата, увеличение человеческого капитала и производительности труда, повышение качества управления на всех уровнях (как в государственном, так и в частном секторе), диверсификация российской экономики в целом и снижение ее сырьевой зависимости.

--------------------------------

<3> Социально-экономические мероприятия в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204, реализация которых запланирована в период 2019 - 2024 годов.

С учетом того, что реализация указанных мер, как правило, требует продолжительного времени, а объекты их воздействия - институциональные и структурные характеристики экономики, демографические тенденции - изменяются медленно, Банк России предполагает, что планируемые бюджетно-налоговые и структурные меры начнут оказывать значимое влияние на темпы и структуру роста российской экономики только ближе к концу прогнозного горизонта. Воздействие этих мер будет наиболее существенным за пределами прогнозного периода.

Банк России предполагает, что положительный вклад запланированных мер политики Правительства в повышение темпов экономического роста не будет сопровождаться дополнительным повышательным давлением на инфляцию в том случае, если будет происходить соответствующее расширение производственного потенциала российской экономики.

Банк России также учитывает в базовом сценарии запланированное Правительством поэтапное повышение пенсионного возраста и сохраняет свои оценки влияния данной меры на потенциальные темпы экономического роста <4>: около 0,1 п.п. в 2019 г. и около 0,2 - 0,3 п.п. в 2020 - 2022 годах.

--------------------------------

<4> Оценки, опубликованные в базовом прогнозе в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов.

Прочие виды политики Банка России. Дополнительную поддержку формированию благоприятных условий для повышения инвестиционной и экономической активности на прогнозном горизонте будут оказывать меры Банка России, направленные на сбалансированное развитие финансового рынка, минимизацию вероятности возникновения на нем системных рисков, а также на эффективное преобразование сбережений населения во внутренние долгосрочные инвестиции. К ним в том числе относятся мероприятия в части внедрения и совершенствования стимулирующего регулирования банковского сектора, повышения конкуренции на финансовом рынке, развития сегмента долгосрочных финансовых ресурсов, повышения качества корпоративного управления, совершенствования защиты прав инвесторов, развития страхового сектора, сектора доверительного управления и коллективных инвестиций, а также меры макропруденциальной политики <5>. Банк России учитывает, что данные меры носят как циклический, так и структурный характер.

--------------------------------

<5> Более подробно о мерах Банка России по развитию финансового рынка см. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 - 2021 годов, http://cbr.ru/Content/Document/File/71220/main_directions.pdf.

Деятельность Банка России по повышению финансовой доступности и финансовой грамотности населения <5> будет способствовать увеличению доли населения, активно вовлеченного в использование финансовых продуктов и услуг, и, соответственно, более эффективному преобразованию внутренних сбережений во внутренние инвестиции. Это создает условия для увеличения действенности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.