В условиях профицита ликвидности банковского сектора Банк России, как и ранее, использовал в качестве основных операций денежно-кредитной политики депозитные аукционы на срок 1 неделя <2> (рис. 4.3). При этом в 2019 г. объем привлекаемых на них средств несколько снизился. Так, в 2018 г. средний объем привлечения средств на недельных депозитных аукционах составил 2,2 трлн руб., а в январе - сентябре 2019 г. - около 1,5 трлн рублей. Это связано как с сезонным снижением профицита ликвидности в первой половине года, так и с увеличением объема размещения КОБР на срок 3 месяца. Банк России выпускает эти облигации с целью абсорбировать устойчивую часть избыточной ликвидности на более длинные сроки. В 2018 г. средний объем КОБР в обращении <3> был равен 1,1 трлн руб., а в январе - сентябре 2019 г. - 1,5 трлн руб., что составляет около половины общего объема абсорбируемой ликвидности. В связи с ожидаемым во второй половине 2019 г. временным снижением профицита и меньшей потребностью в абсорбировании устойчивой части избытка ликвидности Банк России с июля по август 2019 г. сокращал объем размещения КОБР. Одновременно в июле - сентябре банки увеличили свой спрос на депозиты Федерального казначейства, что привело к росту структурного профицита ликвидности. В этих условиях Банк России повышал лимиты на депозитных аукционах. К концу 2019 г. выпуск КОБР будет снова увеличен пропорционально росту профицита ликвидности.
--------------------------------
<2> Основными операциями по управлению ликвидностью банковского сектора являются аукционы на срок 1 неделя. В условиях структурного профицита ликвидности это депозитные аукционы. Такие операции используются для оперативного управления ликвидностью банковского сектора. В дополнение к основным операциям Банк России использует среднесрочные операции. В случае структурного профицита это купонные облигации Банка России. С их помощью Банк России абсорбирует устойчивую часть структурного избытка, снижая объем требований по депозитам, который кредитным организациям необходимо еженедельно пролонгировать.
<3> По номинальной стоимости с учетом накопленного купонного дохода.
СТРУКТУРА ОПЕРАЦИЙ БАНКА РОССИИ <*> (трлн руб.) |
--------------------------------
<*> Требования Банка России к кредитным организациям по инструментам рефинансирования/обязательства Банка России перед кредитными организациями по инструментам абсорбирования избыточной ликвидности на начало операционного дня.
<**> Валютный своп по покупке Банком России долларов США и евро за рубли.
<***> Специализированные инструменты рефинансирования Банка России, кредиты, предоставленные Банком России в рамках безотзывных кредитных линий, операции "валютный своп" по продаже Банком России долларов США и евро за рубли.
Учитывая постепенную адаптацию банков к сформировавшимся притокам ликвидности и более активное их участие в основных операциях Банка России по абсорбированию, в 2019 г. снизилась частота проведения Банком России аукционов "тонкой настройки". Они проводились преимущественно в последние дни периодов усреднения обязательных резервов с целью уменьшить отклонение краткосрочных ставок МБК от ключевой ставки.
За исключением конца 2018 г., кредитные организации не предъявляли регулярного спроса на операции Банка России по предоставлению ликвидности. Эти инструменты были востребованы лишь отдельными банками при росте их потребности в ликвидности вследствие краткосрочных дисбалансов, которые не могли быть урегулированы с помощью операций на межбанковском рынке.
В январе - сентябре 2019 г. объем средств, который кредитные организации должны были за период усреднения поддерживать на корреспондентских счетах, составил в среднем около 2,3 трлн руб. (дополнительно 0,6 трлн руб. банки поддерживали на специальных счетах для хранения обязательных резервов, средства на которых банкам не доступны для текущих расчетов). С апреля 2019 г. вступило в силу решение Банка России об уточнении состава резервируемых обязательств кредитных организаций и снижении нормативов обязательных резервов по отдельным видам обязательств. Данное решение было направлено на повышение прозрачности и унификацию порядка расчета величины обязательных резервов. В состав резервируемых обязательств кредитных организаций были включены все долгосрочные обязательства кредитной организации, обязательства кредитной организации перед международными финансовыми организациями, а также перед государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ". Для компенсации увеличения суммы обязательных резервов одновременно были снижены на 0,25 п.п., до 4,75%, нормативы обязательных резервов по отдельным видам обязательств. В связи с этим влияние указанных решений на ликвидность банковского сектора было нейтральным.
С июля 2019 г. с целью дестимулирования роста валютных обязательств в структуре пассивов кредитных организаций Банк России повысил на 1 п.п. нормативы обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в иностранной валюте для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией и небанковских кредитных организаций - до 8,00%. В результате совокупный объем обязательных резервов кредитных организаций (включая средства на специализированных счетах) увеличился на 35 млрд рублей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей