III. Требования к содержанию основной части плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательской ядерной установке
III. Требования к содержанию основной части плана
мероприятий по защите персонала в случае аварии
на исследовательской ядерной установке
12. В разделе "Общие положения" должна содержаться следующая информация:
12.1 краткое описание выполняемых на ИЯУ ядерно- и радиационно опасных работ, а также перечень объектов использования атомной энергии, находящихся на площадке эксплуатирующей организации;
12.2 схема созданной в эксплуатирующей организации системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также реквизиты организационно-распорядительных документов, в соответствии с которыми:
а) устанавливаются полномочия комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в эксплуатирующей организации (далее - КЧС и ПБ), обеспечивающей организацию и руководство над выполнением работ по предупреждению аварий и ликвидации их последствий;
б) назначаются члены КЧС и ПБ и руководитель аварийных работ;
в) определяются полномочия специальных подразделений или работников эксплуатирующей организации, уполномоченных решать задачи по защите персонала в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
г) устанавливаются полномочия дежурно-диспетчерской службы, осуществляющей повседневное управление системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций эксплуатирующей организации;
д) функции экспертно-аналитической группы, обеспечивающей научно-техническую и консультативную поддержку при организации и осуществлении мер по ослаблению и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций;
е) процедура допуска персонала к аварийно-спасательным и другим неотложным работам с повышенным облучением, обусловленным ионизирующими излучениями. Должно быть указано, в какую медицинскую организацию будут направлены на лечение лица, получившие сверхнормативные дозы облучения, обусловленного ионизирующими излучениями.
13. В разделе "Исходные данные для планирования мероприятий по защите персонала" должны содержаться следующие подразделы:
- "Организация аварийного радиационного контроля";
- "Организации, осуществляющие мероприятия по ликвидации аварии и ее последствий";
- "Критерии для объявления состояний "Аварийная готовность" <1> и "Аварийная обстановка".
--------------------------------
<1> Определение данного термина и иных терминов, использованных в настоящих Требованиях, приведены в приложении N 5 к настоящим Требованиям.
14. В подразделе "Общие сведения об ИЯУ" должны содержаться:
- географические и административные характеристики размещения ИЯУ;
- сведения о месторасположении площадки ИЯУ относительно границ административного деления, а также относительно водных объектов, план площадки ИЯУ, санитарно-защитной зоны (далее - СЗЗ) (при ее наличии);
- сведения о возможном радиационном воздействии на человека и окружающую среду в случае аварии на ИЯУ;
- описание зданий, где размещается ИЯУ, компоновка его основных технологических помещений;
- основные параметры и режимы эксплуатации ИЯУ;
- категория потенциальной радиационной опасности ИЯУ.
15. В подразделе "Организация аварийного радиационного контроля" должны содержаться:
- информация о составе, возможностях и режимах функционирования системы контроля радиационной обстановки в производственных помещениях, на площадке ИЯУ, в СЗЗ (при ее наличии) и за их пределами и технических средствах передачи информации по каналам указанной системы;
- схема размещения оборудования системы контроля радиационной обстановки в производственных помещениях, на площадке ИЯУ, в СЗЗ (при ее наличии) и за ее пределами;
- информация о хранении результатов радиационного контроля (место и срок их хранения, формат представления);
- данные о группе (службе) индивидуального дозиметрического контроля и порядке ее функционирования в условиях аварии на ИЯУ.
16. В подразделе "Радиационная обстановка" должны содержаться:
- данные о радиационной обстановке в основных технологических помещениях ИЯУ и в СЗЗ (при ее наличии), определенные по результатам расчетных оценок или выполненных измерений в условиях нормальной эксплуатации ИЯУ;
- результаты расчетного прогноза последствий возможных аварий;
- краткое описание сценариев возможных аварий, а именно:
возможные проектные и запроектные аварии на ИЯУ с максимальными радиационными последствиями;
ожидаемые уровни радиоактивных поверхностных загрязнений помещений и оборудования;
ожидаемые уровни радиоактивного загрязнения площадки ИЯУ, территории СЗЗ и зоны планирования защитных мероприятий (при их наличии);
возможные индивидуальные эффективные (эквивалентные) дозы облучения персонала при аварии;
максимально возможное количество пострадавших из числа персонала, для которых потребуется медицинская помощь;
- оценка ожидаемой радиационной обстановки при погодных условиях, приводящих к наибольшим дозам облучения, обусловленным ионизирующим излучением (для ИЯУ I - III категорий потенциальной радиационной опасности).
17. В подразделе "Организации, осуществляющие мероприятия по ликвидации аварии и ее последствий" должен содержаться перечень организаций, с которыми эксплуатирующей организации следует взаимодействовать в случае аварии на ИЯУ в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими порядок объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи ИЯУ в случаях радиационно опасных ситуаций, и Планом мероприятий, и методы обеспечения связи с указанными организациями. Указанный перечень должен быть составлен с учетом тяжести последствий возможных аварий.
18. В подразделе "Критерии для объявления состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" должны содержаться установленные в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, устанавливающими порядок объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи ИЯУ в случаях радиационно опасных ситуаций:
- критерии для объявления состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" в эксплуатирующей организации в целом;
- перечень должностных лиц, утвержденный руководством эксплуатирующей организации, имеющих право принимать решение об объявлении в эксплуатирующей организации состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка" и о начале выполнения Плана мероприятий;
- перечень должностных лиц, имеющих право объявления на ИЯУ состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка".
19. В разделе "Основные мероприятия по защите персонала" должны содержаться следующие подразделы:
- "Материально-техническое обеспечение";
- "Организация оповещения и связи";
- "Порядок приведения в готовность служб и подразделений эксплуатирующей организации, участвующих в проведении работ по ликвидации последствий аварии";
- "Защита участников работ по ликвидации последствий аварии";
- "Радиационная и инженерная разведка";
- "Оказание первой и медицинской помощи пострадавшим";
- "Обеспечение общественного порядка";
- "Мероприятия по эвакуации персонала";
- "Действия должностных лиц, в том числе персонала ИЯУ, участвующих в ликвидации последствий аварии";
- "Меры по локализации и ликвидации очагов (участков) радиоактивного загрязнения";
- "Противопожарные мероприятия";
- "Аварии, не связанные с нарушением нормальной эксплуатации ИЯУ".
20. В подразделе "Материально-техническое обеспечение" должны содержаться:
- информация об имеющихся в эксплуатирующей организации защитных сооружениях (убежищах, противорадиационных укрытиях и приспосабливаемых сооружениях), обеспечивающих возможность экстренного укрытия работников эксплуатирующей организации и иных лиц, которые могут быть допущены на ИЯУ в порядке, установленном эксплуатирующей организацией;
- информация об имеющемся в эксплуатирующей организации центре технической поддержки (аварийном центре) и его оснащенности программно-техническими комплексами, средствами связи и документацией;
- номенклатура и места размещения хранимого в эксплуатирующей организации аварийного запаса средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), дозиметрических приборов, приборов радиационной разведки, средств дезактивации, средств связи, инструментов, медикаментов, оборудования и материалов для оснащения служб и подразделений, привлекаемых к выполнению работ по ликвидации последствий аварии;
- информация о том, как соотносятся рабочие диапазоны имеющихся в эксплуатирующей организации дозиметров и радиометров с максимальными радиационными последствиями возможных аварий;
- номенклатура аварийного запаса СИЗ, хранящегося непосредственно на ИЯУ.
21. В подразделе "Организация оповещения и связи" должны содержаться:
- установленный в эксплуатирующей организации порядок оповещения (в том числе об объявлении состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка") с помощью средств связи и оповещения персонала и должностных лиц ИЯУ и других работников эксплуатирующей организации;
- установленный в эксплуатирующей организации порядок оповещения (в том числе об объявлении состояний "Аварийная готовность" и "Аварийная обстановка") с помощью средств связи и оповещения должностных лиц организаций, с которыми она должна осуществлять взаимодействие при ликвидации последствий аварии;
- установленный в эксплуатирующей организации порядок доведения информации о типе аварии до органа повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно- и радиационно опасными объектами и органов повседневного управления функциональных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- схема оповещения и список абонентов оповещения, а также номера рабочих, домашних и мобильных телефонов всех членов КЧС и ПБ и руководителя аварийных работ;
- состав и порядок функционирования дежурно-диспетчерской службы эксплуатирующей организации;
- данные об имеющихся линиях связи (основных и резервных), обеспечивающих экстренное оповещение персонала ИЯУ и должностных лиц эксплуатирующей организации, а также устойчивую связь с органами местного самоуправления, органом управления использованием атомной энергии и уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
- описание организации информационного обмена между центром технической поддержки (аварийным центром), основным и резервным пунктами управления для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности;
- описание организации информационного обмена между центром технической поддержки (аварийным центром) эксплуатирующей организации и органом повседневного управления функциональной подсистемы контроля за ядерно- и радиационно опасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
22. В подразделе "Порядок приведения в готовность служб и подразделений эксплуатирующей организации, участвующих в проведении работ по ликвидации последствий аварии" должны содержаться:
- состав сил служб и подразделений, участвующих в работах по ликвидации последствий аварии, планы-графики приведения их в готовность;
- предполагаемый состав привлекаемых (при необходимости) формирований других организаций и органа управления использованием атомной энергии в случае их участия в работах по ликвидации последствий аварии, объем оснащения указанных формирований СИЗ и индивидуальными дозиметрами, приборами радиационной разведки, автотранспортом и другой инженерной техникой;
- порядок приведения в готовность экспертно-аналитической группы КЧС и ПБ эксплуатирующей организации, центра технической поддержки (аварийного центра) (для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности).
23. В подразделе "Защита участников работ по ликвидации последствий аварии" должны содержаться:
- процедура допуска персонала и других лиц к радиационно опасным работам в зоне аварии;
- места хранения аварийного запаса СИЗ, дозиметрических приборов и индивидуальных дозиметров, порядок их выдачи и использования;
- организация и техническое обеспечение мониторинга радиационной обстановки в районе проведения работ по ликвидации последствий аварии;
- процедура контроля и учета индивидуальных эффективных (эквивалентных) доз облучения лиц, привлекаемых к работам по ликвидации последствий аварии;
- информация о порядке проведения йодной профилактики, включая определение дозовых и ситуационных критериев начала приема противорадиационных лекарственных средств;
- места и процедура проведения санитарной обработки участников аварийных работ, частичной санитарной обработки при нарушении целостности кожи и слизистых оболочек;
- экспресс-методы предварительной оценки внутренних поступлений радионуклидов и процедура выявления лиц, подлежащих дополнительному обследованию биофизическими методами и спектрометрией тела;
- процедура и методы контроля загрязнения спецодежды и кожных покровов на выходе из загрязненной зоны, а также личной одежды при эвакуации с площадки ИЯУ, на которой произошла авария (далее - аварийная ИЯУ).
24. В подразделе "Радиационная и инженерная разведка" должны содержаться:
- состав групп радиационной и инженерной разведки и их оснащение;
- процедура сбора, анализа и обобщения данных, полученных группами радиационной и инженерной разведки;
- места сбора групп радиационной и инженерной разведки, места хранения технических средств;
- процедура представления информации руководителю аварийных работ, руководству эксплуатирующей организации, экспертно-аналитической группе, а также руководителям организаций, с которыми взаимодействует эксплуатирующая организация при проведении работ по ликвидации последствий аварии.
25. В подразделе "Оказание первой и медицинской помощи пострадавшим" должны содержаться:
- сведения о силах и средствах подразделений, привлекаемых эксплуатирующей организацией для оказания медицинской помощи;
- сведения об организации медицинского обеспечения по защите персонала в случае аварии на ИЯУ, предусматривающего:
оказание само- и взаимопомощи с использованием аптечек первой помощи или индивидуальных аптечек персонала предприятий атомной энергетики;
оказание первой помощи работниками организаций, уполномоченных осуществлять соответствующие виды деятельности;
- сведения о мерах по оказанию первой помощи пострадавшим, а именно:
информация о местах сбора пострадавших;
информация о запасах, местах и сроках хранения и обновлении лекарственных средств и имущества;
информация об оборудовании мест и порядке проведения санитарной обработки пострадавших;
- сведения о мерах по оказанию первичной медико-санитарной помощи эвакуированному в медицинские организации персоналу, а также процедура выявления, регистрации и медицинского освидетельствования лиц из числа персонала ИЯУ и участников работ по ликвидации последствий аварии, которые получили сверхнормативное облучение;
- расчет сил и средств медицинского обеспечения с учетом возможного количества пострадавших.
26. В подразделе "Физическая защита ИЯУ" должны содержаться:
- перечень организационно-технических мероприятий по обеспечению физической защиты аварийной ИЯУ и других объектов на территории эксплуатирующей организации, а также информация о действиях резервных сил и подразделений охраны, направленных:
на обеспечение контролируемого допуска аварийных формирований в охраняемые помещения ИЯУ;
на создание мобильного резерва для усиления охраны аварийной ИЯУ;
на обеспечение устойчивого управления охраной ИЯУ в условиях аварии;
на предупреждение несанкционированного доступа на площадку аварийной ИЯУ, своевременное обнаружение и пресечение несанкционированных действий (в том числе действий по несанкционированному распространению ядерных материалов и радиоактивных веществ);
- заключение о соответствии запланированных на случай аварии на ИЯУ мероприятий требованиям по физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов;
- сведения о мерах по обеспечению координации аварийно-спасательных работ с мерами физической защиты, предусмотренными порядком, установленным эксплуатирующей организацией.
27. В подразделе "Обеспечение общественного порядка" должны содержаться:
- сведения о должностном лице (должностных лицах), на которое (на которых) возлагается обеспечение общественного порядка на территории размещения эксплуатирующей организации, в пределах санитарно-защитной зоны (при ее наличии) и на маршрутах эвакуации персонала;
- перечень подразделений эксплуатирующей организации, а также других сил и средств, которые будут использоваться для обеспечения общественного порядка;
- перечень организационных мероприятий, реализация которых должна обеспечить поддержание общественного порядка на территории размещения эксплуатирующей организации, в пределах территории СЗЗ (при ее наличии) и на маршрутах эвакуации персонала. Указанные мероприятия должны включать:
прекращение движения всех видов транспорта на площадке аварийной ИЯУ, кроме транспорта, участвующего в ликвидации последствий аварии;
регулирование движения персонала при следовании в защитные сооружения;
ограничение доступа на площадку аварийной ИЯУ;
регулирование движения автотранспорта на маршрутах эвакуации персонала.
28. В подразделе "Мероприятия по эвакуации персонала" должны содержаться сведения:
- о должностных лицах, имеющих право принятия решения об эвакуации персонала с площадки аварийной ИЯУ и с территории размещения эксплуатирующей организации в целом;
- о лицах, ответственных за организацию и проведение эвакуации;
- о местах сбора эвакуируемых, а для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности - также о местах посадки эвакуируемых в транспортные средства;
- об организациях и конкретных лицах, ответственных за выделение автотранспорта для эвакуируемых (только для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности);
- о маршрутах эвакуации и технических средствах для связи с транспортными колоннами;
- о радиационном контроле и мерах по ограничению распространения радиоактивных веществ вместе с эвакуируемыми.
29. В подразделе "Действия должностных лиц, в том числе персонала ИЯУ, участвующих в ликвидации последствий аварии" должны содержаться действия должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ, по ликвидации последствий аварии. Действия должны разрабатываться с учетом специфики и категории по потенциальной радиационной опасности конкретной ИЯУ и типа аварии, при этом:
- первоочередные действия должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ, приведены в приложении N 1 к настоящим Требованиям;
- действия второй и третьей очереди должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ, при ликвидации последствий аварии на ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности приведены в приложении N 2 к настоящим Требованиям;
- действия второй и третьей очереди должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ, при ликвидации последствий аварии на ИЯУ III категории потенциальной радиационной опасности приведены в приложении N 3 к настоящим Требованиям;
- действия второй и третьей очереди должностных лиц, в том числе оперативного персонала ИЯУ, при ликвидации последствий аварии на ИЯУ IV категории потенциальной радиационной опасности приведены в приложении N 4 к настоящим Требованиям.
30. В подразделе "Меры по локализации и ликвидации очагов (участков) радиоактивного загрязнения" должны содержаться:
- исходные данные для определения очередности дезактивационных работ;
- сведения о технических средствах, применение которых предполагается для ликвидации завалов и для обеспечения доступа к участкам и оборудованию, подлежащим дезактивации;
- информация о методах и технических средствах для проведения дезактивации;
- сведения о методах сбора и удаления, а также местах временного хранения радиоактивных отходов аварийной ИЯУ;
- перечень организаций и формирований, которые привлекаются к проведению дезактивационных работ;
- информация о мероприятиях по предупреждению распространения радиоактивного загрязнения;
- меры по минимизации образования жидких радиоактивных отходов.
31. В подразделе "Противопожарные мероприятия" должна содержаться информация о соответствии мер пожарной безопасности на ИЯУ Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2415; 2019, N 11, ст. 1132). В указанном подразделе также должна быть приведена информация об ограничениях по тушению пожаров, связанных с материалами, используемыми на ИЯУ (включая информацию об ограничениях, связанных с контактом воды с щелочными металлами и попаданием воды на раскаленные поверхности).
32. В подразделе "Аварии, не связанные с нарушением нормальной эксплуатации ИЯУ" должны содержаться сведения о разработанных в эксплуатирующей организации мероприятиях, касающихся чрезвычайных ситуаций, вызванных характерными для района размещения ИЯУ внешними воздействиями природного и техногенного происхождения, которые могут иметь радиационные последствия.
33. В разделе "Обеспечение готовности эксплуатирующей организации к аварийному реагированию" должны содержаться сведения об организационно-технических мероприятиях, обеспечивающих оперативное аварийное реагирование персонала ИЯУ и должностных лиц эксплуатирующей организации и предусматривающих:
- ознакомление должностных лиц (в пределах их компетенции), участвующих в реализации Плана мероприятий, с его содержанием;
- размещение на рабочих местах инструкций и памяток о первоочередных действиях персонала в случае аварии, местах хранения и порядке применения СИЗ, противорадиационных лекарственных средств, а также местах укрытия и маршрутах следования в укрытия, к местам посадки на автотранспорт при эвакуации с площадки ИЯУ;
- наличие у персонала пункта управления ИЯУ и (или) центра технической поддержки (аварийного центра) (для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности) приборов и инструкций для классификации возможных аварий исходя из состояния систем безопасности и физических барьеров на пути распространения радиоактивных веществ в помещения ИЯУ и окружающую среду;
- отработку действий персонала в процессе проведения учений и тренировок, учебно-методических сборов, а также проверку системы оповещения работников эксплуатирующей организации и организаций, с которыми она взаимодействует при ликвидации последствий аварии;
- обновление аварийного запаса противорадиационных лекарственных средств.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей