I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 5 Положения о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2019 г. N 589 "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек" (далее - Постановление).

2. Настоящие методические рекомендации устанавливают:

порядок маркировки средствами идентификации фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек, соответствующих кодам ТН ВЭД ЕАЭС 9006, кроме 9006 91 000 0, 9006 99 000 0, и ОКПД 2 26.70.12, 26.70.14, 26.70.17 (далее - фототовары) в ходе эксперимента по маркировке средствами идентификации фототоваров, проводимого в соответствии с Постановлением (далее - Эксперимент);

порядок представления участниками Эксперимента информации об обороте фототоваров оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации (далее соответственно - средства идентификации, оператор, информационная система мониторинга);

характеристики средств идентификации фототоваров;

порядок взаимодействия информационной системы мониторинга с государственными информационными системами и информационными системами участников Эксперимента.

3. В ходе проведения Эксперимента настоящие методические рекомендации могут быть доработаны.

4. Понятия, используемые в настоящих методических рекомендациях, означают следующее:

"агрегирование" - процесс объединения фототоваров (фототоваров в потребительской упаковке) в транспортную упаковку фототоваров первого уровня, а также транспортных упаковок первого уровня в транспортную упаковку последующих уровней с нанесением на создаваемую транспортную упаковку кода идентификации транспортной упаковки, содержащего информацию о взаимосвязи кодов идентификации каждого вложенного фототовара, потребительской упаковки, транспортной упаковки;

"агрегированный таможенный код" - уникальная последовательность символов для каждой отдельной комбинации фототоваров, подлежащих прохождению таможенных процедур выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, экспорта, временного вывоза и реэкспорта, сформированная в автоматическом режиме согласно Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, а также в соответствии с настоящими методическими рекомендациями;

"ввод фототоваров в оборот" - при производстве фототоваров:

на территории Российской Федерации (в том числе в случае контрактного производства) - предложение фототоваров производителем к розничной реализации (продаже) или первичная возмездная или безвозмездная передача фототоваров от производителя новому собственнику либо иному лицу с целью их отчуждения такому лицу или для последующей реализации, которая делает эти товары доступными для распространения и (или) использования;

вне территории Российской Федерации (за исключением фототоваров, ввозимых из государств - членов Евразийского экономического союза) - выпуск таможенными органами фототоваров, в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или реимпорта, ввозимых в Российскую Федерацию;

вне территории Российской Федерации в отношении фототоваров, ввозимых из государств - членов Евразийского экономического союза в рамках трансграничной торговли на таможенной территории Евразийского экономического союза, - ввоз юридическим лицом или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, фототоваров в Российскую Федерацию;

В целях реализации настоящих методических рекомендаций вводом в оборот признаются также предложение фототоваров для дальнейшей реализации (продажи) до их выставления в месте продажи и при выставлении в месте продажи, демонстрации их образцов или предоставлении сведений о них в месте продажи, а также фототоваров, приобретенных ранее при реализации (продаже) юридическим и физическим лицам для целей, не связанных с их последующей реализацией (продажей), в целях использования для собственных нужд, в том числе при передаче фототоваров в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в рамках государственных или муниципальных контрактов и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на территории Российской Федерации, до их выставления в месте продажи и при выставлении в месте продажи, демонстрации их образцов или предоставление сведений о них в месте продажи;

"вывод фототоваров из оборота" - реализация (продажа) маркированных фототоваров физическому лицу для личного потребления; передача физическим лицам для личного потребления маркированных фототоваров на основании договоров, предусматривающих переход права собственности на фототовары, безвозмездная передача, уступка прав, отступное или новация; продажа фототоваров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях использования для собственных нужд, не связанных с их последующей реализацией (продажей), в том числе при передаче фототоваров в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в рамках государственных или муниципальных контрактов и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата фототоваров, принятие решения о использовании для собственных нужд, а также реализация (продажа) маркированных фототоваров за пределы Российской Федерации, реализация (продажа) фототоваров путем их продажи по образцам или дистанционным способом продажи при отгрузке фототоваров со склада хранения для доставки потребителю;

"государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга)" - государственная информационная система, созданная в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена такой информацией и обеспечения прослеживаемости указанных товаров, а также в иных целях, предусмотренных федеральными законами;

"импортер фототоваров" - юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации и получателем товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или реимпорта;

"индивидуальный серийный номер" - последовательность символов, уникально идентифицирующая единицу фототоваров (потребительскую упаковку фототоваров) на основании кода товара;

"интерфейс электронного взаимодействия" - совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие программно-аппаратных средств участников Эксперимента и информационной системы мониторинга;

"исправительный универсальный передаточный документ" - электронный универсальный передаточный документ, оформляемый участниками оборота фототоваров для замены ранее составленного документа, содержавшего ошибки и (или) неточности, формат которого утверждается Федеральной налоговой службой;

"каталог маркированных товаров" - подсистема информационной системы мониторинга товаров, использующаяся для каталогизации и хранения информации о маркируемых товарах и являющаяся единым источником кода товара.

"код идентификации" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара, формируемая оператором для целей идентификации фототоваров, в том числе в потребительской упаковке, в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом VII настоящих методических рекомендаций;

"код идентификации транспортной упаковки" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра транспортной упаковки фототоваров, формируемая в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом VII настоящих методических рекомендаций;

"код маркировки" - уникальная последовательность символов, состоящая из кода идентификации и кода проверки, формируемая оператором для целей идентификации фототоваров в потребительской упаковке, в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом VII настоящих методических рекомендаций;

"код идентификации комплекта" - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра комплекта, формируемая оператором для целей идентификации комплекта фототоваров, в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом VII настоящих методических рекомендаций;

"код проверки" - последовательность символов, сформированная в результате криптографического преобразования кода идентификации, позволяющая выявить фальсификацию кода идентификации при его проверке с использованием фискального накопителя и (или) технических средств проверки кода проверки, формируемая оператором в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом VII настоящих методических рекомендаций;

"код товара" - уникальный код, присваиваемый группе товаров при их описании в информационном ресурсе, обеспечивающем учет и хранение достоверных данных о товарах по соответствующей товарной номенклатуре;

"компонент "Фотокамеры" - функциональная подсистема информационной системы мониторинга, предназначенная для обеспечения маркировки фототоваров и мониторинга их оборота на территории Российской Федерации;

"комплект фототоваров" (комплект товаров) - определенный набор фототоваров в комплекте, объединенный потребительской упаковкой комплекта, не подлежащий разукомплектации при передаче права собственности между участниками оборота фототоваров и имеющий код идентификации комплекта и подлежащий реализации потребителю;

"контрактное производство" - производство фототоваров на заказ с использованием товарного знака заказчика на мощностях стороннего производителя, который обеспечивает полное соблюдение технологического цикла и контроль качества готовых фототоваров в соответствии с требованиями заказчика;

"личный кабинет" - размещенный в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") на сайте оператора информационный сервис, предоставляемый оператором в установленном порядке участнику Эксперимента и используемый оператором и участником Эксперимента;

"маркированные фототовары" - фототовары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением требований настоящих методических рекомендаций и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации фототоваров) содержатся в информационной системе мониторинга;

"маркировка фототоваров средствами идентификации" - нанесение в соответствии с настоящими методическими рекомендациями средств идентификации на потребительскую упаковку фототоваров, на фототовар или на товарную этикетку;

"места производства фототоваров" - территория, на которой размещено производство фототоваров, включая производственные помещения, помещения для хранения и иные помещения, используемые производителем при производстве фототоваров;

"оборот фототоваров" - ввоз в Российскую Федерацию, хранение, транспортировка, получение и передача фототоваров, в том числе их приобретение и реализация (продажа) на территории Российской Федерации;

"оператор информационной системы мониторинга" (далее - оператор) - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, осуществляющее создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию информационной системы мониторинга, обеспечение ее бесперебойного функционирования, а также прием, хранение и обработку сведений;

"перемаркировка фототоваров" - повторное нанесение средств идентификации на потребительскую упаковку или на товар, или на товарную этикетку фототоваров в соответствии с настоящими методическими рекомендациями в связи с утратой или повреждением ранее нанесенных средств идентификации;

"потребительская упаковка" - упаковка, предназначенная для первичной упаковки фототоваров, а также материалов и компонентов, используемых для хранения и представления фототоваров, реализуемых конечному потребителю вместе с фототоварами;

"потребительская упаковка комплекта" - упаковка, предназначенная для упаковки комплекта фототоваров, не подлежащего разукомплектации при передаче права собственности между участниками оборота фототоваров и имеющего код идентификации комплекта и подлежащего реализации потребителю;

"производитель фототоваров" - юридическое лицо или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, которые осуществляют производство и реализацию фототоваров;

"протокол передачи данных" - формализованный набор требований к структуре пакетов информации и алгоритму обмена пакетами информации между устройствами сети передачи данных;

"средство идентификации фототоваров" - код маркировки в машиночитаемой форме, представленный в виде штрихового кода, формируемый в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом VII настоящих методических рекомендаций, для нанесения на потребительскую упаковку или на товар, или на товарную этикетку;

"транспортная упаковка фототоваров" - упаковка, объединяющая фототовары, упакованные в потребительскую упаковку, используемая для хранения и транспортировки фототоваров с целью защиты их от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу. Транспортная упаковка может включать в себя транспортные упаковки меньшего размера (объема). При этом упаковка, объединяющая только фототовары без потребительской упаковки или фототовары в потребительской упаковке, признается транспортной упаковкой фототоваров первого уровня, а последующие транспортные упаковки разной степени вложенности, начиная с содержащих исключительно транспортные упаковки первого уровня, признаются транспортными упаковками фототоваров последующего (второго, третьего и т.д.) уровня;

"товарная этикетка" - носитель информации, предназначенный для нанесения информации о товаре, в том числе средства идентификации товара, прикрепляемый непосредственно к товару или потребительской упаковке;

"универсальный корректировочный документ" - электронный документ, формат которого утверждается Федеральной налоговой службой, предназначенный для документирования факта изменения стоимости ранее осуществленной поставки и (или) факта расхождения по количеству (качеству) продукции при ее приемке;

"универсальный передаточный документ" - электронный документ об отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) или передаче имущественных прав, формат которого утверждается Федеральной налоговой службой;

"устройство регистрации эмиссии" - программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) техническое средство, включающее в себя техническое средство проверки кода проверки либо соответствующее требованиям к техническому средству проверки кода проверки, используемое участниками оборота фототоваров для обмена информацией с информационной системой мониторинга в части получения участниками оборота фототоваров кодов маркировки и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке фототоваров средствами идентификации, в отношении которого Федеральной службой безопасности Российской Федерации выдан документ о его соответствии установленным требованиям к шифровальным (криптографическим) средствам защиты информации, действующим в отношении шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для проверки кодов маркировки;

"участники оборота фототоваров" - юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, осуществляющие ввод фототоваров в оборот, оборот и (или) вывод из оборота фототоваров, за исключением юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, приобретающих фототовары для использования в целях, не связанных с их последующей реализаций (продажей), а также оказывающих агентские и/или комиссионные и/или почтовые услуги по доставке фототоваров при продаже по образцам и дистанционным способам продажи;

5. Участниками Эксперимента являются:

федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Постановлением на проведение Эксперимента;

участники оборота фототоваров;

оператор информационной системы мониторинга;

организации, получившие в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных (далее - оператор фискальных данных, ОФД);

операторы электронного документооборота.

6. Участие в Эксперименте участников оборота фототоваров, ОФД и операторов электронного документооборота является добровольным. Допускается возможность присоединения новых участников оборота товара к Эксперименту в ходе его реализации.

7. Действие настоящих методических рекомендаций не распространяется на:

а) фототовары, находящиеся на временном хранении либо помещенные под таможенную процедуру таможенного склада;

б) фототовары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Евразийского экономического союза иностранных фототоваров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

в) фототовары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Евразийского экономического союза иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

г) фототовары, помещаемые под таможенные процедуры в целях их вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза;

д) фототовары, производимые в целях их вывоза на территорию государств - членов Евразийского экономического союза (на период до принятия Советом Евразийской экономической комиссии решения о введении обязательной маркировки фототоваров средствами идентификации в рамках Евразийского экономического союза либо до введения обязательной маркировки фототоваров средствами идентификации фототоваров двумя или более государствами - членами Евразийского экономического союза);

е) образцы фототоваров в необходимых количествах при их хранении и транспортировке, предназначенные для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, актов органов Евразийского экономического союза, а также нормативных технических актов государств - членов Евразийского экономического союза в области стандартизации;

ж) фототовары, ввозимые на территорию Российской Федерации или произведенные на территории Российской Федерации организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов и не предназначенные для реализации (продажи);

з) фототовары при их реализации (продаже) в магазинах беспошлинной торговли;

и) фототовары при хранении их производителем;

к) фототовары, изъятые, арестованные, конфискованные или обращенные в доход государства иным способом, и фототовары, взыскание на которые обращено в счет неисполненных обязательств, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о таможенном деле и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, при их хранении, транспортировке, реализации (продаже) уполномоченным органом, а также фототовары, подлежащие уничтожению, при их хранении и транспортировке;

л) фототовары, ввозимые в Российскую Федерацию физическими лицами и приобретенные ими для личного пользования;

м) фототовары, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, международными, межгосударственными и межправительственными организациями, их представительствами, а также представительствами государств при них, при их хранении, транспортировке и использовании;

н) фототовары, приобретенные в рамках розничной торговли и возвращенные продавцам покупателями, при условии наличия документов, подтверждающих возврат товаров, при их хранении и транспортировке, осуществляемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

о) фототовары, помещаемые под таможенную процедуру переработки на таможенной территории Евразийского экономического союза;

п) фототовары, помещаемые под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления;

р) фототовары, помещаемые под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

с) фототовары, помещаемые под таможенную процедуру свободного склада;

т) фототовары, помещаемые под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).