Методы, используемые специалистами ПМПК в процессе психолого-педагогического обследования участника ГИА
Методы, используемые специалистами ПМПК в процессе психолого-педагогического обследования участника ГИА:
- анализ медицинских документов;
- анализ педагогических документов (характеристики из ОО; заключений ПМПК о создании специальных условий при получении образования - при наличии);
- беседа с родителями (законными представителями);
- заполнение обучающимся бланка регистрации участника;
- заполнение опросника обучающимся;
- анализ устных и письменных ответов обучающегося.
Кроме медицинских документов, предоставляемых обучающимся на ПМПК (для разных категорий - медицинское заключение, справка МСЭ, ИПРА и др.), важное значение для принятия решения о создании условий при проведении ГИА имеет и педагогическая документация:
- педагогическая характеристика из ОО;
- предыдущие заключения ПМПК о создании обучающемуся специальных условий при получении образования, которые подтверждают факт принадлежности обучающегося к категории "обучающихся с ОВЗ") - при наличии;
- предыдущее заключение ПМПК о создании обучающемуся условий при проведении ГИА за курс ООО, СОО (для участников ГИА-10 и ГИА-11) - при наличии;
- Приказ(ы) ОО о переводе обучающегося на обучение на дому - при наличии.
Важное значение в работе ПМПК имеет предоставленная обучающимся подробная педагогическая характеристика из ОО, которая должна отражать общие сведения об обучающемся:
- перечень фактов в период обучения в ОО - переход из ОО в ОО (причины), повторное обучение, наличие помощи, наличие частых, хронических заболеваний и др.);
- программа обучения (основного общего, среднего общего, профессионального; адаптированная основная общеобразовательная для обучающихся с...);
- форма обучения - очная (класс: общеобразовательный, компенсирующий), заочная - с применением дистанционных форм обучения, очно-заочная (на дому);
- условия при получении образования в ОО, которые были созданы обучающемуся (если таковые были созданы);
- получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог).
А также содержать информацию, отражающую условия и результаты образования ребенка в ОО:
- эмоционально-личностное своеобразие отношений обучающегося: специфика отношений со взрослыми, сверстниками;
- наличие понимания имеющихся затруднений, особенностей;
- критичность отношения к успехам/неуспехам;
- особенности поведения неорганизованной и организованной деятельности;
- показатели личностного развития: принятие помощи, личные интересы, достижения, самостоятельность;
- способность к самообслуживанию и сформированность бытовых навыков;
- состояние крупной и мелкой моторики, ведущая рука и другие специфические показатели;
- состояние пространственных ориентировок;
- особенности, специфика познавательных процессов, влияющих на результативность обучения;
- особенности речевого развития и т.д.
Крайне важным при проведении обследования участников ГИА в ПМПК является:
- установление доверительного и доброжелательного контакта с обучающимися и родителями (законными представителями);
- проведение обследования с обязательным учетом психофизических особенностей и возможностей каждой категории обучающихся (слепых, слабовидящих; глухих, слабослышащих; обучающихся с НОДА; обучающихся с РАС; обучающихся с ТНР, с ЗПР).
В результате всесторонней комплексной психолого-педагогической диагностики специалистам ПМПК необходимо оценить:
- адекватность и критичность обучающегося в ситуации обследования;
- значимые психологические особенности обучающегося (по состоянию его коммуникативной деятельности, аффективной сферы);
- поведенческие и эмоциональные реакции в ситуации обследования;
- особенности моторно-двигательной сферы, зрительно-двигательной координации;
- сформированность и особенности почерка, состояние письма и письменной речи;
- особенности развития сенсорной сферы;
- состояние пространственных ориентировок;
- моторно-двигательные и сенсорные возможности обучающегося;
- состояние устной речи обучающегося;
- состояние компенсаторных возможностей при нарушениях моторной и/или сенсорной сферы;
- работоспособность и темп деятельности;
- возможность удерживать внимание в течение всей процедуры обследования;
- эмоциональную устойчивость при затруднениях;
- достигнутый уровень сформированности познавательной деятельности;
- способность высказать свои суждения, намерения, просьбы и т.п.;
- качество и особенности выполнения заданий, особенности деятельности в целом;
- объем и качество корректирующей помощи, необходимой обучающемуся для выполнения заданий;
- необходимость проведения индивидуальных медицинских мероприятий в ходе ГИА на основании предоставленных медицинских документов.
На основании результатов психолого-педагогического обследования, а также сведений, полученных из медицинских и педагогических документов, можно определить категорию участника ГИА (инвалид, ОВЗ и т.д., а также нозологическую категорию, к которой относится участник ГИА), констатировать необходимость (или ее отсутствие) в создании условий при проведении ГИА, осуществить подбор условий при проведении ГИА, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития, возможности обучающегося.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей