Ключевые действия

Действенная система мониторинга и надзора в аудиторской деятельности, а также система мер ответственности аудиторских организаций, аудиторов должна стать одним из важнейших факторов обеспечения качества аудиторских услуг. В основе построения этой системы - подконтрольность всех аудиторских организаций, аудиторов; единство принципов осуществления надзора и требований к его организации; сочетание форм и методов надзора; единство подходов к квалификации выявляемых нарушений и недостатков и применению мер ответственности. В эту систему должны быть включены все рыночные механизмы контроля: внутрифирменное управление качеством (внутренний контроль качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора); контроль внутри профессии (контроль, осуществляемый саморегулируемой организацией аудиторов в отношении своих членов); независимый от аудиторской профессии контроль.

Цель развития внутрифирменного управления качеством - выявление и оценка рисков осуществления аудиторской деятельности, предотвращение нарушений требований и правил аудиторской деятельности, своевременное выявление недостатков в организации оказания аудиторских услуг, принятие надлежащих мер реагирования. Для реализации этой цели необходимо:

а) осуществить переход от формального контроля к контролю по существу;

б) обеспечить обучение и систематическое повышение квалификации работников аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, вовлеченных в осуществление внутрифирменного управления качеством работы;

в) усилить методическую поддержку аудиторских организаций, прежде всего, малых и средних, и индивидуальных аудиторов по вопросам организации и осуществления ими внутрифирменного управления качеством работы;

г) организовать систематическое обобщение опыта организации и осуществления аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами внутрифирменного управления качеством работы, а также распространение лучшей практики в этой сфере.

В целях развития контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов внутри профессии необходимо:

а) повысить его результативность, в том числе посредством перехода от формального контроля к контролю по существу, расширения практики применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности, увеличения объема информации, раскрываемой по результатам контрольных мероприятий;

б) расширить практику осуществления мониторинга деятельности аудиторских организаций, аудиторов в целях выявления рисков нарушения ими установленных требований и правил, а также работу по профилактике таких нарушений;

в) развивать дифференцированные контрольные подходы в отношении разных групп членов аудиторской профессии;

г) совершенствовать механизм внешнего контроля качества работы аудиторов, являющихся работниками аудиторских организаций на основании трудовых договоров;

д) усилить кадровое обеспечение контрольной деятельности, в том числе обеспечить повышение квалификации штатных и нештатных контролеров, их ответственности за результаты проведенных проверок, введение действенных стимулов их качественной работы;

е) осуществить меры, направленные на противодействие уклонению аудиторских организаций, аудиторов от прохождения внешнего контроля деятельности;

ж) разработать и внедрить систему показателей результативности работы по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов;

з) усилить контроль организации и осуществления работы по осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов.

Независимый от аудиторской профессии контроль деятельности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляется пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности, заказчиками аудиторских услуг, иными лицами, заинтересованными в этих услугах, государственными органами, средствами массовой информации, общественностью. В целях развития этого контроля необходимо:

а) повысить результативность деятельности Федерального казначейства, в том числе посредством ориентации на контроль по существу, совершенствования практики применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности, распространения контрольных действий на результаты дополнительной работы, выполняемой аудиторскими организациями при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, систематического повышения квалификации работников, занятых контрольной деятельностью, увеличения объема информации, раскрываемой по результатам контрольных мероприятий;

б) уточнить круг аудиторских организаций, деятельность которых подлежит контролю Федеральным казначейством, имея в виду ограничение его аудиторскими организациями, обслуживающими общественно значимые организации;

в) наделить Банк России полномочиями по надзору за деятельностью аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, при оказании ими таких услуг (в случае обнаружения признаков нарушения обязательных требований на основании жалоб граждан и иных лиц, сведений, полученных из средств массовой информации, иных источников);

г) усилить взаимодействие Федерального казначейства с Банком России, государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов", Росимуществом;

д) развивать взаимодействие Федерального казначейства, Банка России (с учетом установленной компетенции) с комитетами по аудиту советов директоров (наблюдательных советов) общественно значимых организаций по вопросам проведения аудита;

е) принять меры по совершенствованию нормативной правовой базы и практики проведения Федеральным казначейством контрольных мероприятий в отношении аудиторских организаций, проаудированная которыми бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит перевыпуску, в том числе на основании информации Банка России, государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", средств массовой информации, государственных органов;

ж) осуществлять систематическое сотрудничество Федерального казначейства с аналогичными надзорными органами в сфере аудита других государств, в том числе путем информационного обмена, гармонизации методического обеспечения контрольной деятельности, проведения совместных контрольных мероприятий, взаимного признания результатов проведенных контрольных мероприятий;

з) ввести представление отчетности субъектами аудиторской деятельности в электронном виде.

Для преодоления формальных подходов при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов будет последовательно внедряться механизм профессионального суждения контролирующих органов по отдельным вопросам деятельности объекта проверки при одновременном обеспечении контроля за процедурой принятий решений контролирующими органами. В числе приоритетных вопросов внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов должны быть: результативность внутреннего контроля качества работы, полнота выявления и обоснованность оценки рисков деятельности аудируемого лица, адекватность уровня существенности, достаточность и надлежащий характер выполненных аудиторских процедур и полученных аудиторских доказательств, обоснованность выводов, представленных в аудиторском заключении (отчете), проявленный профессиональный скептицизм, соблюдение требования независимости.

При организации и осуществлении внутрифирменного управления качеством, контроля внутри профессии и независимого от аудиторской профессии контроля особое внимание должно уделяться исполнению аудиторскими организациями, аудиторами требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе подкупу иностранных должностных лиц. В этой связи совершенствованию и укреплению подлежат формы и методы взаимодействия институтов аудиторской профессии, Федерального казначейства и Банка России с Росфинмониторингом.

В целях развития системы мер ответственности аудиторских организаций, аудиторов необходимо:

а) систематически совершенствовать унифицированные подходы к квалификации нарушений;

б) обеспечить применение эффективных и соразмерных мер ответственности как реакции на недобросовестные действия аудиторских организаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, а также аудиторов, работающих в аудиторских организациях и у индивидуальных аудиторов;

в) повысить значимость репутационных факторов при оценке работы аудиторских организаций, аудиторов;

г) совершенствовать институт признания аудиторских заключений заведомо ложными, а также разработать процедуры признания аудиторских заключений ненадлежащими в обстоятельствах согласно стандартам аудиторской деятельности;

д) ввести административную ответственность аудиторских организаций, аудиторов за грубые нарушения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности;

е) совершенствовать механизм уголовной ответственности за преступления в сфере аудиторской деятельности.