II. Осуществление контроля в сфере закупок, предусмотренного частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе
II. Осуществление контроля в сфере закупок,
предусмотренного частью 8 статьи 99 Закона
о контрактной системе
2.1. Контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, осуществляемый Федеральным казначейством, УФК в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпунктом "а" пункта 6 Правил N 1092 (далее - Контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд), проводится в отношении заказчиков, уполномоченных органов и учреждений, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, являющихся субъектами контроля, за:
- соблюдением требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;
- соблюдением правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Закона о контрактной системе;
- обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), включенной в план-график закупок;
- применением заказчиком мер ответственности и совершением иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
- своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
- соответствием использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
2.2. При осуществлении предусмотренного настоящим разделом контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд проводится:
2.2.1. Проверка, анализ и оценка документов, материалов, поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, материалов, содержащих информацию о деятельности субъектов контроля при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.
2.2.2. Выявление и предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при планировании и осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд.
2.3. Предметом контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд являются действия (в том числе по формированию документов) и (или) бездействие, осуществляемые заказчиками, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями в соответствии с требованиями статей 13, 18, 19, 22, 94 и 95 Закона о контрактной системе при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, использовании поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг.
2.4. При осуществлении контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд рекомендуется исходить из отраслевого и риск-ориентированного подходов.
При этом под отраслевым подходом понимается необходимость обращения особого внимания на следующие отрасли закупок:
- строительных работ, работ по капитальному ремонту и реконструкции объектов капитального строительства;
- в сфере информационных технологий.
Под риск-ориентированным подходом понимается необходимость обращать внимание на закупки со следующими условиями:
- с ценой контракта свыше 50 млн. руб.;
- предусматривающие выплату аванса;
- предполагающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в несколько этапов;
- у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) <1>.
--------------------------------
<1> Вследствие признания конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшейся, а также по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
2.5. При проведении предусмотренного настоящим разделом контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд используются следующие материалы:
- утвержденные план закупок и план-график закупок;
- утвержденные требования к отдельным видам товаров, работам, услугам (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями;
- нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и подведомственных им казенных учреждений;
- государственные контракты (контракты) на закупку товаров, работ, услуг;
- документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге, заключения об экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, акты приемки выполненных работ, оказанных услуг, платежные документы, документы о постановке имущества на баланс, разрешения на ввод объектов строительства в эксплуатацию и иные документы, подтверждающие, что закупленные субъектом контроля товары, работы, услуги достигли конечных потребителей в соответствии с целью закупки;
- документы бухгалтерского (бюджетного) учета, бухгалтерская (бюджетная) отчетность;
- иные документы, информация в соответствии с целями проведения контроля планирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд;
- результаты предыдущих проверок соответствующих контрольных и надзорных органов, в том числе проверок, проводимых Счетной палатой Российской Федерации;
- информация о рисках и признаках нарушений, а также сведения о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, полученную, в том числе, с использованием информационных систем, оператором которых является Федеральное казначейство, а также от граждан и организаций, из средств массовой информации, а также от правоохранительных органов, органов прокуратуры, в том числе в рамках реализации соглашений о взаимном сотрудничестве;
- интернет-сайты компаний-производителей и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров, работ, услуг;
- о ценах товаров, работ, услуг, содержащихся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;
- о ценах товаров, работ, услуг, содержащихся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
- о котировках на российских и иностранных биржах, на электронных площадках;
- о ценах товаров, работ, услуг, содержащихся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
- о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, или законодательством иностранных государств;
- информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен;
- данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
- иная информация, документы, сведения, относящиеся к предмету контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.
Сбор предусмотренных настоящим пунктом документов и сведений осуществляется преимущественно посредством информационных систем, в том числе оператором которых является Федеральное казначейство.
В ходе проведения контрольного мероприятия могут использоваться одновременно несколько источников информации, имеющих непосредственное отношение к предмету контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд.
2.6. На этапе подготовки к проведению контрольного мероприятия осуществляется предварительное изучение предмета контроля в целях получения необходимых данных и информации о деятельности субъекта контроля в части, касающейся темы контрольного мероприятия.
Сбор данных и информации рекомендуется осуществлять путем получения и оценки информации о предмете контроля, содержащейся в информационных системах, владельцем или оператором которых является Федеральное казначейство, а также изучения документов и материалов, имеющих отношение к предмету контроля, из других открытых источников информации.
По результатам анализа следует:
2.6.1. Сформировать перечень нормативных правовых актов, соблюдение которых необходимо проверить при проведении закупок с учетом специфики деятельности субъекта контроля и отраслевых особенностей закупок.
2.6.2. Определить источники информации для проведения контроля, осуществить сбор и провести предварительный анализ необходимой информации и данных информационных систем:
- о закупках субъекта контроля, включенных в план закупок и план-график закупок в проверяемом периоде (объектах закупок, НМЦК, обосновании объектов закупок, предметах контрактов, ценах контрактов, исполнителях по контрактам, информации об исполнении контрактов и т.п.);
- об утвержденных требованиях к закупаемым субъектом контроля товарам, работам, услугам;
- об утвержденных нормативных затратах субъекта контроля.
2.6.3. По итогам этапа подготовки к проведению контрольного мероприятия подготавливаются следующие документы:
2.6.3.1. Проект программы проверки.
Примерный перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия, и включаемых в программу проверки (с учетом темы контрольного мероприятия), приведен в приложении N 1 к настоящей Инструкции.
Программа проверки подготавливается и утверждается одновременно с приказом о назначении проверки.
2.6.3.2. Приказ о назначении проверки (камеральной, выездной).
2.6.3.3. Запрос об истребовании документов у субъекта контроля.
Запрос об истребовании документов у субъекта контроля, необходимых для проведения проверки, подготавливается после утверждения программы проверки. Примерный перечень документов и информации, необходимой при проведении проверки, приведен в приложении N 2 к настоящей Инструкции <2>.
--------------------------------
<2> Не рекомендуется запрашивать документы и сведения, имеющиеся в распоряжении Федерального казначейства (УФК), в том числе в информационных системах, операторам которых является Федеральное казначейство.
2.7. По результатам контрольного мероприятия оформляется акт, фиксирующий результаты проверки.
В акте, составленном по форме, утвержденной приказом Федерального казначейства от 29 июля 2016 г. N 12н "Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 августа 2016 г., регистрационный номер 43334, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.08.2016), отражаются следующие данные:
- номер версии проверяемого плана-графика закупок;
- количество проверенных позиций плана-графика закупок, их перечень с указанием идентификационных кодов закупок, наименований объектов закупок, НМЦК;
- НМЦК по закупкам, при планировании которых выявлены нарушения (признаки нарушений) законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов;
- разница сумм НМЦК и цен идентичных или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, полученных в результате анализа рынка, проведенного контролером самостоятельно с учетом положений статьи 22 Закона о контрактной системе (с указанием информации о заключении контракта и в случае его заключения - цены заключенного контракта и разницы сумм цены контракта и цены, полученной контролером (при выявлении));
- количество проверенных контрактов, их перечень с указанием идентификационных кодов закупок, наименования объектов закупок, НМЦК, реестровых номеров контрактов, предметов контрактов, дат заключения контрактов, цен контрактов;
- цены контрактов, при исполнении которых выявлены нарушения (признаки нарушений) законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов;
- суммы нарушений при исполнении контрактов;
- выявленные факты несоответствия объема и характеристик фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) запланированным объему и характеристикам товаров, работ, услуг согласно плану-графику закупок, документам по обоснованию НМЦК;
- выявленные факты несоответствия объема и структуры фактических затрат поставщиков (подрядчиков, исполнителей) объему.
2.8. При выявлении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, содержащих признаки административных правонарушений, обеспечивается производство по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с Порядком осуществления производства по делам об административных правонарушениях в центральном аппарате Федерального казначейства, утвержденном приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2016 г. N 437, Порядком осуществления территориальными органами Федерального казначейства производства по делам об административных правонарушениях, утвержденным приказом Федерального казначейства от 28 ноября 2017 г. N 328, с учетом методических рекомендаций по осуществлению в Федеральном казначействе (его территориальных органах) деятельности, выполняемой в рамках возбуждения дел об административных правонарушениях, выявляемых при осуществлении контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утверждаемых руководителем Федерального казначейства.
2.9. В соответствии с частью 21 статьи 99 Закона о контрактной системе информация о проведении плановых и внеплановых проверок при осуществлении контроля, предусмотренного настоящим разделом, об их результатах и выданных предписаниях подлежит размещению в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации порядком ведения данного реестра, включающего в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения таких документов и информации в данном реестре.
2.10. По результатам контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд проводится анализ признаков и рисков нарушений в сфере закупок, установление причин таких нарушений (их признаков и рисков), подготовка предложений, направленных на их устранение и предупреждение.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей