I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов (далее - Инструкция) разработана в целях повышения эффективности применения инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), формирования единообразных требований при проведении таможенных осмотров и анализе информации, полученной с использованием ИДК, своевременного предупреждения и пресечения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (далее - Законодательство).

2. Инструкция устанавливает порядок действий должностных лиц таможенных органов при:

а) принятии решения о проведении таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием ИДК (далее - таможенный осмотр с использованием ИДК);

б) проведении таможенного осмотра с использованием ИДК.

3. Таможенный контроль в форме таможенного осмотра с использованием ИДК проводится рабочей сменой ИДК (группа должностных лиц подразделения применения ИДК либо таможенного поста, сформированная начальником подразделения), в состав которой входят:

старший смены;

операторы анализа информации, полученной с использованием ИДК (далее - оператор АИ);

водитель-оператор (для мобильного ИДК);

оператор организации движения транспортных средств в рабочей зоне ИДК.

По решению начальника таможни обязанности оператора АИ и (или) водителя-оператора и (или) оператора организации движения транспортных средств в рабочей зоне мобильного ИДК могут быть возложены на старшего смены.

4. Старший смены при проведении таможенного осмотра с использованием ИДК организует и координирует действия уполномоченных должностных лиц рабочей смены ИДК, контролирует соблюдение требований охраны труда, следит за отсутствием ошибок в работе ИДК, его техническим состоянием, непосредственно руководит процедурами поступления и передачи полученных РИ, документов и (или) их электронных копий между должностными лицами рабочей смены ИДК, осуществляющими анализ информации, полученной с использованием ИДК (рентгеновское теневое изображение товаров и транспортных средств (далее - РИ), отсканированные с использованием ИДК документы, сведения регистрационной формы специального программного средства анализа РИ (далее - СПС), передачи, сохранения, архивирования изображений и (или) данных, составления и передачи актов таможенного осмотра товаров и транспортных средств, ведения отчетности о работе ИДК).

5. Операторы АИ осуществляют анализ информации, полученной с использованием ИДК, в процессе проведения таможенного осмотра с использованием ИДК.

Анализ информации, полученной с использованием ИДК, осуществляется в целях выявления нарушений Законодательства либо рисков и предусматривает исследование полученных РИ путем сопоставления содержащейся в них графической информации со сведениями о товарах и транспортных средствах, содержащимися в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах, предъявленных таможенному органу, а также таможенных документах, имеющихся на момент проведения таможенного осмотра с использованием ИДК.

(п. 5 в ред. Приказа ФТС России от 09.10.2019 N 1558)

6. Координация деятельности по использованию ИДК возлагается:

а) в ФТС России - на Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля (далее - ГУОТОиТК);

б) в РТУ - на подразделения службы организации таможенного контроля, как правило, подразделения, осуществляющие организацию функционирования пунктов пропуска и взаимодействия с контролирующими органами, или отделы таможенных процедур и таможенного контроля (далее - подразделение РТУ, координирующее применение ИДК);

в) в таможнях - на отделы применения ИДК (при их отсутствии в штатном расписании - отделы таможенных процедур и таможенного контроля) (далее - подразделение таможни, координирующее применение ИДК).

7. Координация деятельности по передаче в вышестоящие таможенные органы информации, полученной с использованием ИДК, в таможне возлагается на подразделение таможни, координирующее применение ИДК.

8. В целях контроля обоснованности решений, принятых операторами АИ, осуществляется повторный анализ информации, полученной с использованием ИДК.

Структурными подразделениями таможенных органов, осуществляющими повторный анализ информации, полученной с использованием ИДК, являются:

а) в РТУ, в регионах деятельности которых эксплуатируются ИДК, - отделы координации и применения системы управления рисками - центры оперативного мониторинга и управления рисками РТУ;

б) в таможнях, в том числе непосредственно подчиненных ФТС России, в регионах деятельности которых эксплуатируются ИДК, - отделы применения системы управления рисками (центры оперативного мониторинга и управления рисками).

(п. 8 в ред. Приказа ФТС России от 09.10.2019 N 1558)

9. Повторный анализ информации, полученной с использованием ИДК, направлен на выявление несоответствий в совокупности информации, содержащейся в РИ, сканированных изображениях транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах, исходных файлах РИ, ежедневном отчете о применении ИДК, центральной базе данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов посредством сопоставления указанной совокупности информации по различным параметрам и за различные периоды времени.

Объем и периодичность повторного анализа информации, полученной с использованием ИДК, определяются начальниками подразделений таможенных органов, указанных в пункте 8 Инструкции, в соответствии с приоритетностью текущих задач соответствующего подразделения, штатной численностью должностных лиц, обладающих навыками <1> анализа информации, полученной с использованием ИДК, а также исходя из оперативной обстановки в регионе деятельности конкретного таможенного органа, в том числе интенсивности товарных потоков, перемещаемой номенклатуры товаров и характеристик участников внешнеэкономической деятельности, и доводятся до должностных лиц подразделений таможенных органов, указанных в пункте 8 Инструкции, посредством правового акта соответствующего таможенного органа.

(п. 9 в ред. Приказа ФТС России от 09.10.2019 N 1558)

--------------------------------

<1> Навыки должны быть подтверждены соответствующим документом образовательного учреждения, уполномоченного на проведение обучения по образовательным программам (курсам) подготовки, переподготовки, повышения квалификации операторов АИ.

10. По результатам повторного анализа информации, полученной с использованием ИДК, должностные лица подразделений, указанных в пункте 8 Инструкции, в случаях выявления нарушений Законодательства либо рисков, признаков необоснованно принятых операторами АИ решений принимают меры по недопущению (устранению последствий) возможных нарушений Законодательства, информируют таможенные органы, в которых совершались таможенные операции с товарами, о выявленных признаках нарушений, проводят мероприятия по разработке проектов целевых, зональных, региональных профилей рисков.

(в ред. Приказов ФТС России от 31.12.2013 N 2492, от 09.10.2019 N 1558)

11. Отчет о результатах проведения повторного анализа информации, полученной с использованием ИДК, ведется в таблицах N 5 и N 6 ежедневного отчета о применении ИДК (приложение N 4 к Инструкции).

РИ, в отношении которых должностными лицами подразделений, указанных в пункте 8 Инструкции, был проведен повторный анализ, сохраняются на информационном ресурсе РТУ (ТНП), доступном для должностных лиц ФТС России, по следующей иерархической структуре:

а) на сервере РТУ (ТНП) создается раздел с именем "Повторный анализ информации с ИДК";

б) в разделе "Повторный анализ информации с ИДК" создаются папки РТУ (ТНП) и подчиненных таможен с именами в виде их ведомственных кодов, например, "10200000" ("10012000") и "10209000";

в) в папках с именами в виде ведомственных кодов подразделений, указанных в пункте 8 Инструкции, создаются папки с именами в виде даты проведения повторного анализа информации, полученной с использованием ИДК, например, "20190917";

г) в папку с именем в виде даты проведения повторного анализа информации, полученной с использованием ИДК, помещаются исходные файлы РИ, в отношении которых был проведен повторный анализ.

(п. 11 в ред. Приказа ФТС России от 09.10.2019 N 1558)

12. Таможенный осмотр с использованием ИДК проводится:

а) в случае выявления риска (рисков), содержащегося(ихся) в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного осмотра с использованием ИДК;

б) утратил силу с 24 февраля 2015 года. - Приказ ФТС России от 05.03.2015 N 378.

13. Таможенный осмотр с использованием ИДК не проводится в случаях, если:

а) габариты товаров и (или) транспортного средства международной перевозки не соответствуют техническим возможностям ИДК;

б) перевозимые товары не подлежат воздействию рентгеновского излучения (перечень товаров приведен в приложении N 1 к Инструкции);

в) ИДК не эксплуатируется в регионе деятельности таможенного поста на момент формирования указания о проведении таможенного осмотра с использованием ИДК, при этом мобильный ИДК не может быть перемещен на таможенный пост в короткие сроки;

г) наличие неисправности ИДК, не позволяющей его использовать для проведения осмотра товаров и транспортных средств международной перевозки, если такая неисправность не может быть устранена до окончания совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении товаров;

д) была выявлена необходимость в проведении таможенного осмотра с использованием ИДК в период технологического перерыва в работе ИДК или вне пределов утвержденного графика работы ИДК на таможенном посту (при этом использование ИДК в иной/более поздний период времени может повлечь нарушение установленных сроков совершения таможенных операций в месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза).

(п. 13 в ред. Приказа ФТС России от 31.12.2013 N 2492)

14. При невозможности осуществления таможенного осмотра с использованием ИДК в отношении всех товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю (количество товаров и транспортных средств превышает возможности ИДК получить их рентгеновские изображения и провести анализ информации, полученной с использованием ИДК), должностные лица таможенных органов осуществляют выявление товарных партий, к которым применяется таможенный контроль в форме таможенного осмотра с использованием ИДК, на основании пункта 1 статьи 94 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) (далее - Кодекс) в порядке, установленном Инструкцией по рискам.

15. Утратил силу с 24 февраля 2015 года. - Приказ ФТС России от 05.03.2015 N 378.

16. При наличии технической возможности ИДК осуществляется сканирование документов, предъявленных таможенному органу, а также таможенных документов, оформленных на момент начала таможенного осмотра с использованием ИДК. В обязательном порядке (при их наличии) подлежат сканированию транспортные (перевозочные), таможенные, а также коммерческие документы.

(в ред. Приказа ФТС России от 31.12.2013 N 2492)

17. Сканирование документов с использованием ИДК осуществляется только после прибытия товаров и транспортных средств в рабочую зону ИДК.

18. Сканирование документов с использованием ИДК может осуществляться до начала сканирования товаров и транспортного средства.

19. Информирование водителя о действиях при прохождении таможенного осмотра с использованием ИДК производится в соответствии с порядком, установленным начальником таможни, в регионе деятельности которой функционирует ИДК, путем вручения ему памятки для водителя транспортного средства при проведении таможенного осмотра с использованием инспекционно-досмотрового комплекса (далее - Памятка) (приложение N 2 к Инструкции).

Если перемещение товаров в регионе деятельности одного таможенного поста осуществляется одним и тем же водителем многократно, информирование лица о порядке прохождения таможенного осмотра с использованием ИДК (ознакомление с Памяткой) возможно осуществлять однократно (например, в начале рабочей смены ИДК).

При таможенном осмотре товаров и транспортных средств с использованием ИДК могут использоваться эстакады, передвижные платформы и иные технические средства, имеющиеся в распоряжении таможенного органа.

Таможенный контроль в форме таможенного осмотра с использованием ИДК проводится в рабочей зоне ИДК, размеры которой должны совпадать с размерами зоны досмотра, установленной эксплуатационной документацией и санитарно-эпидемиологическим заключением на ИДК.